Zidans убивает мифы — и в то же время помогает нам примерить тренд прошлого сезона и почувствовать себя грациозным лебедем. Белый или черный — выбор за вами.
Чтобы продолжить изучение балеткора и всех тонкостей этого направления, мы обратились к Лилии Косыревой, дизайнеру и соучредителю бренда Zidans. Нам удалось поговорить о том, что сейчас носят в разных театрах и как изменилась балетная форма. Все еще думаете, что не сможете внести эти элементы в свой повседневный гардероб? Напрасно!
Что вдохновило вас на создание бренда? Почему в качестве направления была выбрана балетная одежда?
Лилия: Вдохновением послужила возможность сделать удобную одежду для балета, где мой образ вне балетного зала не расходился с балетным залом. Чтобы в балетном зале можно было надеть «черную футболку» или «серую водолазку» и чувствовать себя хорошо, при этом не теряя ощущения принадлежности к профессиональной среде. Под удобной одеждой я подразумеваю одежду, которую надеваешь и через несколько минут уже не чувствуешь.
Оказалось, что мне не хватает не только черной футболки и юбки в тон, но желательно и брюк, и джемпера.
Балетный стиль сейчас актуален как никогда — его элементы мы можем видеть и в аккаунтах инфлюенсеров, и на неделях моды. Почему это происходит?
На мой взгляд, популярность того, что вы называете балетным стилем, циклична и изменчива. Я предполагаю, что это событие вызовет волну новостей, которые приведут кого-то в балетный класс, для кого-то это станет отсылкой к новой коллекции, для кого-то это станет вдохновением для завтрашнего лука. В результате бренды снимают рекламные ролики, выбирают амбассадоров и сотрудничают с артистами балета.
Среди событий в этом порядке, конечно же, оскароносный фильм Даррена Аронофски «Черный лебедь» (2010), вызвавший волну интереса к балету во всем мире. Можно предположить, что вторая волна пришла в Россию в 2017 году с фильмами «Большой Тодоровский» (2017), «Матильда» Алексея Учителя (2017), затем «Белая корона» (2018) Рэйфа Файнса. Очень надеюсь, что выход сериала Евгения Сангаджиева «Балет» в июне 2023 года станет поводом для очередной волны интереса к балету.
Интересно, что в результате роста популярности компании D2C видят интерес к балету как новое социальное явление и не упускают шанс поймать волну. Снимает рекламные кампании, такие как ставший уже легендарным фильм Air France «envol» (2011), в котором запечатлен фрагмент из балета Анжелена Прельжокажа «Парк». Или спонсировать балетные постановки: бренд Chanel — балет «Габриэль Шанель» в Большом театре (хореография Юрия Посохова, музыка Демуцкого).
Какие бренды пытались интерпретировать балетную эстетику?
Могу назвать ряд впечатливших меня брендов, сумевших по-новому взглянуть на «балетную» тему: Comme de garcon (ВЛ 2005), Alexander Mqueen FW 2008, Viktor & Rolf (ВЛ 2014). Последний — MM6 SS2023. Но есть ощущение, что хотя бы раз каждый из мировых брендов обращался к балету. Диор пару раз на моей памяти, Валентино, даже Ирис ван Харпер.
Можно ли интегрировать элементы балетной одежды в свой повседневный гардероб? Если да, то как именно?
Подарком на лето считаю прозрачные велосипедки Зидана. Я ношу их под платья и короткие юбки. Вы можете ездить на велосипеде, сидеть в любой позе и не чувствовать, что выходите за рамки норм приличия. Осенью и весной вместо колготок ношу прозрачные леггинсы Zidans. В эластичной области они удобнее и мне нравится степень прозрачности.
Для тех, кто предпочитает спортивное белье бюстгальтерам, я настоятельно рекомендую наши топы с эластичной спинкой. С удовольствием заменю ими Calvin Klein. Изначально созданный как верх для купальника Square с открытой спиной, он может стать неожиданным дополнением к платью с открытой спиной.
Я часто вижу, как нашу тренировочную обувь надевают на вечерние мероприятия. Кажется, она особенно популярна среди наших клиентов во Франции и Южной Корее. Также есть несколько купальников, таких как 1 Рукав 1 Бретелька и Треугольник, которые часто можно увидеть в составе вечернего лука. Или более простой купальник 2 Рукава в сочетании с джинсами.
Я уверен, что наши штаны для сауны и костюм-полотенце имеют большой потенциал за пределами балетного зала.
Для наибольшего эффекта я бы посоветовал вам поэкспериментировать! Потенциал балетной одежды в повседневном гардеробе точно не раскрыт полностью.
Каковы самые важные критерии выбора балетной одежды?
В Zidans мы исходим из трех основных критериев: Во-первых, функциональный аспект – одежда должна быть удобной при занятиях спортом, в идеале она должна помогать, а не мешать движению. Например, в балетном наряде «помощь» может означать, что купальник держит грудь так, что не приходится думать о ней, когда наклоняешься и прыгаешь, баланс между открытыми и закрытыми частями тела формирует акценты во внимании и контроль во время урока. Слишком короткий купальник может мешать дыханию или каким-то движениям, а также из обычного – купальник, идущий к центру попы.
Во-вторых, визуальный аспект: вам должно быть приятно видеть себя в зеркале, одежда не должна противоречить вашему восприятию себя. Кстати, бренд Zidans появился именно потому, что я не могла найти для себя балетную одежду, которая не противоречила бы восприятию меня в балетном зале и вне его.
И в-третьих, хорошо, когда одежда подчеркивает ваши достоинства и скрывает недостатки. В балете, например, ценится длинная шея и подходящие плечи. На мой взгляд, выбор купальника не с бретельками, а, например, с декольте позволяет визуально сбалансировать ситуацию.
При использовании уже купленных товаров можно также наблюдать, насколько хорошо изделия выдерживают износ и стирку. У Zidans для нас это один из ключевых показателей — долговечность (легкий уход и стабильность швов, цвета).
Чем отличается балетная одежда, в чем ее специфика?
На верхнем уровне специфика сводится к накопленному перечню «норм и традиций» (например, форм/моделей, перечню используемых материалов и цветовой палитре) и к функциональным ограничениям. Перечень «норм и традиций», на мой взгляд, основан на понимании того, что такое «красивое» в балетном языке, а также того, как это интерпретируют балетные бренды. Например, когда мы выпустили купальник с «широкими» бретельками, нас удивили представители других брендов и некоторые дистрибьюторы. Но в следующем сезоне, к нашему удивлению, купальники с «широкими» бретельками выпускались не только нами.
Комбинезон — не самая традиционная балетная вещь. Скорее Зидан пытается привнести что-то свежее (по меркам цикличной моды) и функциональное, особенно вдохновленное несравненной Натальей Макаровой.
Если говорить о балетных костюмах, то они отличаются от купальников для плавания по фигуре. Балетный купальник должен тянуть и держать тело, он не должен спадать с плеч, скатываться с попы и, не дай Бог, застегиваться в движении. На мой вкус, балетные костюмы тоже более сдержанные, с менее открытыми поверхностями.
Расскажите, что, кроме одежды, отличает балерину? Какие прически у танцоров, наносят ли они макияж, какой цвет лака они предпочитают? Избегают ли они украшений? Могут ли они позволить себе тяжелые духи?
Я бы сказал, что балерину отличает безупречная осанка и походка. Все остальное – дело личных предпочтений. Если мы говорим о балерине в балетном зале, то, по моим наблюдениям, многое диктуется «модой» в каждом отдельно взятом театре и статусом артистки. Кажется, сейчас в Мариинке преобладает более спортивный, минималистичный стиль, где редко встретишь украшения и в одежде, и в аксессуарах. Пока в Большом по-прежнему в моде яркие цвета, школьные юбки с запахом и, насколько я знаю, украшения — это возможность выделиться и показатель благополучия балерины. Музыкальный театр Станиславского танцует много современного репертуара, поэтому труппа неизбежно адаптирует гардероб и способ его использования.
Макияж и парфюм — это сугубо индивидуальная история. Нужно понимать, что артистам приходится пользоваться сценическим гримом практически ежедневно, поэтому некоторые предпочтут избегать его в утренние часы.
Что касается лака, то я знаю, что в некоторых театрах на этот счет есть ограничения, так как это часть сценического образа. Насчет прически — очень интересный вопрос. Помню, как в моем возрасте в художественной гимнастике стали использовать высокий конский хвост, из которого заплетали косичку и втыкали пополам. Нигде, кроме как в этом контексте, я не видел такой прически. Алина Кабаева заложила основу для этого. И все маленькие и не только маленькие девочки пошли за ней. Из видео тренировки сборной России я вижу, что эта прическа до сих пор популярна. Я никогда не видел такого единого направления в балете. Лично мне кажется, что балка Баланчина недостаточно используется за пределами балетного мира.
Для справки нарисую образ балерины после спектакля: распущенные волосы, где прослеживаются следы заплетенного пучка. Частично снят макияж, но все равно слишком ярко для городского образа.
Есть ли в балетном мире трендсеттеры, т.е танцоры, задающие тренды? Может быть, вы сможете назвать пару имен, прочно связанных для вас с балетной эстетикой?
Мне кажется, есть два типа законодателей моды — внутренние и внешние. Внутренние задают тон и стиль в балетной труппе или школе, а внешние задают тон и стиль в социальных сетях.
В смелых образах и оригинальности Мария Кочеткова впереди планеты всей. Она училась в Москве, но большую часть своей сценической карьеры провела в Америке (Балет Сан-Франциско), а сейчас базируется в Европе. Наша команда была особенно рада увидеть некоторые работы Зидана о Марии. Среди тех, кто тоже сознательно экспериментирует со стилем, — Оливия Коули из Королевского балетного дома. Какое-то время она производила аксессуары и вела блог о балетном стиле.
А также несколько артистов, за чьими арками приятно наблюдать в классе и вне его: Франческа Хейворд и Марселино Самбе из Королевского балетного дома. Хьюго Маршан — «Звезда» из Парижской оперы, Микаэла Келли из NDT. И я не обойду вниманием Северную Америку и отмечу человека с неиссякаемой энергией и смелым подходом к себе и своему гардеробу — Изабеллу Бойлстон, солистку New York City Ballet.
В контексте России и не только России не могу не упомянуть Машу Хореву.
Каковы современные тенденции в мире балета и балета? Отличаются ли они от того, что мы могли видеть раньше?
Изменения в балетной одежде связаны либо с технологическими инновациями, такими как появление ненатуральных тканей, либо с новыми формами маркетинга и продвижения, такими как социальные сети, которые упростили малым предприятиям доступ к своим потребителям.
Ненатуральные ткани, такие как полиамид, полиэстер и эластан (лайкра), на мой взгляд, коренным образом изменили современную балетную одежду. Появились новые цвета, которые невозможно воспроизвести в натуральных тканях. Было больше вариаций в типах обработки и узлов. Выбор купальников и юбок значительно расширился. Вторая волна, на мой взгляд, связана с появлением небольших брендов, готовых экспериментировать и пробовать то, что недоступно крупным компаниям из-за доли ручной работы в изделии (ручное крашение или сложные узоры, производство это возможно только в ателье или при ручной проверке партии) или боязнь не продать большую партию с крайне непредсказуемым дизайном.
Текущие тенденции тесно связаны с местом и аудиторией (любители/профессионалы). Я вижу растущий акцент на спортивности и функциональности. Артисты в балетных труппах с широким контемповым репертуаром привыкают к топам и шортам/брюкам и посылают эту моду. Все чаще я вижу, что бренды начинают продавать «образы», а не отдельные вещи. Хотелось бы думать, что Зиданс был частью этой тенденции. Неизбежная тенденция к разнообразию отражается в балете как визуально, так и в модельном и размерном ряду.