Спонтанное распространение компьютерных технологий и Интернета ставит перед нами новые задачи. Если в семье есть компьютер и родители проводят за ним много времени, ребенка тянет к драгоценному «светящемуся окошку» чуть ли не с первых шагов. И рано или поздно малыш узнает, что такое компьютерные игры, программы и так далее. Так или иначе, полностью оградить детей от компьютера вряд ли удастся, и приходится мириться с тем, что однажды ребенок все же займет свое место у экрана.
Что касается интернета, то родители в этом вопросе должны быть предельно внимательны и осторожны. Часто бывает так, что взрослые пускают все на самотек и не задумываются о том, чему посвящено свободное время отпрыска. Но когда ситуация складывается неблагоприятно, бывает, что уже поздно что-то исправлять.
Интернет полон вредоносной информации. Можно перечислить лишь самые главные риски: порнография (по разным данным занимает от 30 до 70% мирового интернет-трафика), насилие, проституция, религиозный и «обычный» экстремизм, секты, пропаганда употребления алкоголя и наркотиков, инструкции по суициду, рецепты изготовления взрывчатки и многое другое, до чего нормальный человек даже не додумается. А еще есть педофилы в чатах и соцсетях, вымогательство и угрозы, мошенники, вирусы и прочее вредоносное ПО, а также проблема неконтролируемых покупок.
И все это не какая-то абстрактная страшилка, а реальность, диктующая свои нормы поведения и стандарты безопасности. Морально слабый ребенок может нанести непоправимый ущерб психическому здоровью. Многие родители «теоретически» это понимают, но не знают, что делать с этой проблемой.
Как уберечь малыша от вредоносной информации? И ограничивается ли поведенческая стратегия в отношении Интернета только этим?
Первое, что приходит на ум, — это программы для родительского контроля. Рынок предлагает множество разновидностей этих изделий со всевозможными функциями и по любой цене. Здесь нет смысла их перечислять и классифицировать. Главное не это. Допустим, вы купили или скачали такую программу, установили ее на свой компьютер – но не нужно думать, что, мол, теперь все хорошо, и вы можете быть спокойны за ребенка и оставлять его на часы перед экран. Нет, ваша работа только началась. Поймите, что ваш ребенок умнее, чем вы думаете, и он может попытаться обойти фильтры и барьеры — и с большой долей вероятности можно утверждать, что у него это получится.
Как быть? Во-первых, постарайтесь ограничить время, которое ваш ребенок проводит за компьютером. Помимо прочего, компьютер вредит зрению, плохо влияет на осанку, возникают проблемы с радиацией и психологическим стрессом. Подумайте, нужно ли рисковать здоровьем детей? А для чего?
Если ваш ребенок уже является пользователем Интернета, ему вряд ли понравятся следующие советы. Но он важен. Помните: компьютер не должен находиться в его комнате. Оставьте машину одну или на общей территории, тогда вам будет проще контролировать процесс, отслеживать, чем интересуется ваш сын или дочь.
Не позволяйте ребенку посещать веб-сайты в одиночестве, пусть Интернет станет обычным семейным делом, а все, что отображается на ЖК-экране, будет видно и под контролем.
Обязательно скажите ребенку, что он ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не будет передавать свои личные данные и информацию о вашей семье незнакомым людям в чатах и социальных сетях. Впрочем, это касается не только всемирной паутины, но и жизни «оффлайн.
Попробуйте разработать программу действий в отношении Интернета. Объясните ребенку, что можно, а что нельзя. Например, ребенок должен точно знать: не стоит соглашаться на встречу с незнакомцем. Также объясните, что такое спам и другая недобросовестная реклама, как пользоваться электронной почтой, постарайтесь научить ребенка опасаться неизвестных страниц.
Поймите, что Интернет – это такая же часть жизни, поэтому ваши отношения с ребенком так или иначе будут проецироваться на виртуальную реальность. Поэтому с самого начала жизни малыша старайтесь создать с ним особые доверительные отношения. Это необходимо, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств ребенок рассказал вам о своих проблемах. Подружитесь со своими детьми.
Конечно, с компьютером надо бороться не только методом отрицания и запрета. Предложите что-нибудь вместо Интернета, займите ребенка внешними формами досуга. Например, могут быть секции и кружки, музыкальная школа. Участвуйте с ними в активном досуге, ходите на выставки, в музеи, пробуйте вместе учиться рисовать кистью и красками, лепить, конструировать модели и так далее
Ваша задача следить за тем, чтобы дети всегда были заняты и не предоставлены сами себе. Ребенок также должен найти общий язык со сверстниками, обратить внимание, замкнут ли он в себе, нет ли странностей в его поведении.
И, конечно же, один из самых важных факторов – это собственный пример. Если вы находитесь в Интернете с ребенком, пожалуйста, помните об этом. Посещайте только те веб-сайты, которые безопасны для вашего ребенка. Он не увидит, как вы посещаете нежелательные ресурсы. В противном случае возникнет проблема двойных стандартов и все ваши усилия пойдут насмарку.
Вообще главная цель педагогики состоит в том, чтобы ребенок обходился без родителей, чтобы он сам умел это делать правильно. Вы не всегда хотите стоять за его спиной и видеть, какие интернет-сайты он посещает. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он умел отличать добро от зла и не соблазнялся вредными и ненужными вещами. Все новое – это хорошо забытое старое.