Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?

Дети

Не секрет, что не все дети любят учиться. У одних эта «нелюбовь» распространяется на отдельные предметы, а другие в принципе быстро забудут школу и уроки. Учеба – деятельность, требующая больших усилий, поэтому ребенку нужна серьезная мотивация. Могут ли деньги быть такой мотивацией? Давай выясним.

Что лежит в основе учебной мотивации?

Любое действие человека подкрепляется мотивацией. Если нет потребности, нет желания заниматься деятельностью — человеку это просто не нужно. Естественно, чем больше важность этой потребности, тем сильнее воля прикладывать усилия и тратить время.

Образовательная деятельность решает ряд потребностей:

познавательная: ребенок познает мир, удовлетворяет свое любопытство; самооценка: в результате хорошей успеваемости ребенок получает одобрение, как в виде высоких оценок, так и в виде похвалы; положение в команде; эмоциональный: успехи в учебе позволяют получать удовольствие от достижения поставленных целей, решения сложных задач и преодоления трудностей; саморазвитие: желание получить новые навыки, знания, научиться делать что-то нестандартное.

Как видите, «польза» от учебы неосязаема. Ребенок идет в школу за знаниями, умениями и навыками, которые в дальнейшем определят его будущее. Он стремится к конкретной личной выгоде в настоящем.

«Ребёнок с детства должен понимать, что деньги даёт труд»

Многие родители считают, что любая работа должна оплачиваться, в том числе и учеба. Верно, но не в этом случае. Работа имеет две формы: для общества и для себя. Когда человек работает на себя, он получает личную выгоду и не предъявляет «счета» обществу. Учебная деятельность относится именно к этой форме труда! Плата за обучение формирует у учащегося неправильное представление о том, чем и как человек зарабатывает на жизнь, подменяет учебные мотивы прагматическими.

Чем опасна финансовая мотивация?

замена учебной мотивации материальной выгодой вряд ли будет способствовать общему повышению успеваемости. Целью ребенка будут не знания, а деньги, которые можно получить за хорошие оценки. В результате ребенок будет искать какие-то способы улучшить «статистику» — списывание, пропуск уроков, к которым он не был подготовлен, активность на уроках по «простым» предметам и пассивность по «сложным» и так далее

Еще один сценарий развития событий – усердие в учебе только до того момента, пока вы не получите необходимую сумму. Например, подросток хочет собрать несколько тысяч рублей на понравившуюся одежду. Он будет улучшать свои оценки чисто ради оценок в течение нескольких недель. Как только будет собрана необходимая сумма, мотивация пропадет, и он снова отодвинет учебу на второй план.

Материальная мотивация дает краткосрочный эффект, но не решает проблему глобально, поэтому эффективнее использовать другие методы мотивации.

Родительская помощь

Школьная жизнь – это не только домашнее задание и домашнее задание, но и отношения со сверстниками и учителями. И это еще одна причина ориентироваться на мотивы учебной деятельности, а не на оценки. Что касается оценок, то они не являются центральными в образовательном процессе. Важны знания, стремление к чему-то новому и желание достичь своих целей. Поэтому говорить об обучении — это в первую очередь говорить о мотивации. Стоит объяснить, зачем нужно учиться и каких целей поможет достичь хорошая учеба.

Необходимо расспросить ученика, что он узнал на уроке, что его заинтересовало, о чем он хотел узнать больше. Необходимо подчеркивать его учебные достижения, хвалить, поощрять – это необходимо для поддержания мотивации к учебной деятельности.

Обучение, безусловно, является обязанностью ребенка, а роль родителей заключается в обеспечении процесса обучения. В помощь школьнику можно рассмотреть занятия с репетитором, консультации с психологом, другую школу, чтобы учеба наконец стала для него тем, чем она и должна быть – способом познания мира.

По материалам сайта

Оцените статью
ЖЕНСОВЕТ