В жизни человека — и ребенка, и взрослого — кризисы случаются с определенной периодичностью. Кризис — слово с негативным оттенком, но бояться его не стоит. Это скачок роста и переход на новую, более высокую ступень развития личности.
Кризис 7 лет связан с началом занятий в первом классе. Оно связано с двумя основными изменениями в психическом развитии ребенка. Во-первых, ребенок уже не путает свою точку зрения с точкой зрения других. Он становится способным рассуждать. Вместо импульсивного поведения дошкольника 7-8-летний ребенок обычно анализирует всю ситуацию, прежде чем действовать.
Во-вторых, происходят изменения в социальной позиции ребенка. Возникает ряд сложных образований, это гордыня, самоуверенность, обобщенность чувств, уровень запроса к себе.
Внешними признаками начала кризиса являются утрата детской непосредственности, появление не совсем ясных «странностей». В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, своего рода фиксация, клоунада, клоунада; ребенок выставляет себя дураком.
Какие основные моменты о 7-летнем кризисе и возрастном этапе после него должны знать родители?
Отношение ребенка к школе транслируется родителями. Если вы негативно относитесь к школе, не ждите и энтузиазма от ребенка. Вы паникуете? Вас раздражают задачи? Вы жалуетесь, что программа такая сложная, а теперь дети «заморачиваются», «все не так, как раньше»? Не удивляйтесь, что ребенок скоро будет рассуждать точно так же. Говорите уважительно об учителях, не говорите что-то вроде: «Да это просто отступничество!», «Учителя ничего не понимают!». Очень важную роль в мотивации к предмету играют авторитет и личность учителя. Помогите учителю научить вашего ребенка. Чем раньше вы начнете приучать ребенка к требованиям учителя, школьным правилам, тем легче ему будет принять правила общества, в котором он живет.
Загляните за фантазии реального человека. Не пытайтесь переделать ребенка и подогнать его под идеальный образ. Ребенок только сел за парту, а родитель уже дико фантазирует о том, как ребенок вырастет отличником, в голове прилежного ребенка, блестяще схватывающего все на лету, рисуются идиллические картинки, не устает, не болеет, не ленится, легко поступает в институт и получает красный диплом, потом становится известным нобелевским лауреатом. Конечно, лавры достанутся и родителю — ведь только благодаря твоему воспитанию появился гений! На самом деле это один из мифов, от воспитания зависит многое, но не все. Нормальный ребенок не может быть роботом и время от времени устает, капризничает, ходит в школу без фанатизма. Будьте ближе к реальности, ведь идеальных людей – и родителей, и детей – не существует.
Интересуетесь школьной жизнью или оценками?
Многие родители зациклены на оценках и общих общих вопросах: «Тебе понравилось в школе?» Важно интересоваться личностью ребенка, расспрашивать его о жизни, а не только «по делу». Спросите, с кем он подружился, во что они играли на переменах. На кого похожа учительница из сказочных персонажей, с кем сидит ребенок и какой пенал у других детей. Расскажите что-нибудь о своих буднях в школе, покажите свои фотографии. Лучше, если рассказ будет не моральным и не выдуманным, а искренним рассказом о реальных событиях. Внимательно слушайте и делитесь друг с другом своим опытом.
Любите своего ребенка таким, какой он есть
В 7 лет у ребенка начинает формироваться самооценка. В ваших силах помочь ему сформировать высокую самооценку, любовь к себе, веру в свои силы – залог счастливой жизни. Если расстраиваться из-за неуспеваемости, водить ребенка в разные кружки, не давая ему отдыха, делать уроки до полуночи и т д., у ребенка может возникнуть ощущение, что его будут любить только тогда, когда он будет хорошо учиться и хорошо себя вести, в словом, когда ему это удается. Но любовь не может быть даром, она безусловна. Для ребенка важнее всего не много знаний и хороших оценок, а полное принятие их — в минуты радости и печали, непослушания и выходок, полное принятие. Уверенность в том, что он всегда любим, вне зависимости от поведения и настроения.