Все дети любят фантазировать. Иногда взрослые тоже любят пофантазировать, но это уже называется ложью. И если воображение вызывает улыбку, то ложь становится причиной обид, разногласий и больших ссор. Где заканчивается фантазия и начинается ложь?
Сразу определим, что ложь очень многогранна. Самый распространенный вариант – ложь как вредная привычка. Чаще всего этот вид лжи формируется у ребенка под влиянием различных факторов. Детский обман, например, вызывал у взрослых смех и улыбку, т е служил знаком одобрения. После нескольких таких подкреплений безобидная фантазия может превратиться в дурную привычку.
Вторая разновидность лжи связана с характерными особенностями ребенка. Недостаток внимания, неуверенность в себе и своих силах, пассивность, чувство одиночества и незащищенности ребенок скрывает под видом обмана. Обычно эта ложь навеяна фантазией и направлена на поддержание внутренней гармонии малыша. Подключив воображение, одинокий ребенок становится душой компании; страх — самый смелый; нерешительный — мужественный.
Не менее распространена ложь, связанная со страхом ребенка сказать правду по тем или иным причинам. Такая психологическая защита подкрепляется его стремлением избежать неприятной для себя ситуации. Он не знает другого способа избавиться от своего страха, поэтому ложь, как палочка-выручалочка, оказывается тут как тут.
Есть еще один вид лжи — ложь как средство получения выгоды (в том числе экономии времени). Для достижения определенного преимущества корысть переплетается со стремлением человека избавить себя и других от необходимости длинных, хотя и правдивых объяснений. Это самый распространенный вид лжи у взрослых, который крайне редко встречается у детей, так как имеет мало общего с воображением и фантазией.
Следует помнить, что детская ложь не появляется сама собой – так же, как и всему остальному, ребенок усваивает ее при взаимодействии с окружающим миром. Нужно сказать, что ложь плоха в тот момент, когда вы впервые с ней столкнулись.
Есть некоторые правила поведения взрослых, которые снизят риск обмана у ребенка:
1. В семье существуют единые требования к ребенку, которые разделяют все. Нарушив это правило, вы получаете опытного манипулятора, который прекрасно различает, ЧТО нужно сказать папе, если мама что-то запретила.
2. Выполняйте то, что обещаете, или не обещайте того, что не можете сдержать. Это правило распространяется как на поощрение ребенка, так и на его наказание за проступки.
3. Будьте искренни. Сначала ребенок копирует манеру общения, поведения, стиль взрослого, акцентируя внимание на эмоциональной составляющей. Смысл действий малыша не ясен, но он четко воспринимает ваше настроение.
4. Уточнить систему запретов, дополнить ее разрешенными действиями. В семье, где ребенок постоянно ограничен в своих действиях и желаниях, возникает потребность выйти из-под контроля, даже если он врет.
5. Не поддавайтесь проявлениям хитрости в ребенке, не играйте с его проделками. Это правило может не нуждаться в отдельных комментариях.
Если факт лжи уже начал проявляться, целесообразно использовать следующие правила:
1. Каждый раз старайтесь выяснить, почему ребенок солгал. При этом важно помнить, что в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок редко ставит перед собой цель соврать. В большинстве случаев он руководствуется желанием избежать неприятной ситуации. Поэтому важно не просто установить факт лжи, а понять причину, по которой ребенок сказал неправду.
2. Если ребенок сам признался в мошенничестве, он не может быть наказан. В противном случае вы можете больше никогда не услышать правду от ребенка. Не используйте такие фразы, как «Хочешь вырасти лжецом?» или «Ты еще такая маленькая, а уже врешь!». Наилучшего эффекта вы добьетесь, сказав: «Зачем ты солгал, ведь ты так честен со мной!?».
3. Ребёнок обязательно должен устранить результаты лжи самостоятельно: пусть вернёт то, что взял, не спрашивая; извиниться за свою измену и т д. Главный смысл этого правила в том, чтобы ребенок не получил той радости, которая последовала в результате собственного обмана.
Что же касается мира воображения, то для гармоничного развития ребенок может и должен фантазировать! Желательно, чтобы мир фантазий ребенка не был закрытой территорией для взрослого – ведь обычные фантазии родителей и малыша позволяют им быть особенно близкими. Сочиняйте сказки, придумывайте волшебные истории, фантазируйте о своем здоровье! Помните, главное отличие фантазии от лжи в том, что ложь ранит, а фантазия позволяет сделать мир лучше. Или найдите свой профессиональный путь, став настоящим писателем.