Top.Mail.Ru

Учите ребенка играть самостоятельно

Дети

Игра развивает ребенка как умственно, так и физически. Но все чаще появляются дети, которые не умеют играть. Казалось бы, сложно: при таком обилии всевозможных игр и игрушек есть все для полета фантазии и творчества. Но ребенку все равно сложно оставаться наедине с собой, да и игра никуда не годится. Давайте узнаем, как научить ребенка придумывать сюжет, как развить его воображение и не отговаривать от игры.

Игра помогает дошкольникам учиться, общаться и познавать мир

значение игры в жизни дошкольника сложно переоценить. Известно, что дети, недостаточно наигравшиеся в раннем возрасте, хуже адаптируются к школе, а также имеют проблемы с общением: им трудно договариваться, они чаще проявляют агрессию и в целом хуже контактируют с окружающими.

«В каждом возрастном периоде есть своя деятельность, которая способствует максимальному развитию ребенка, – говорит воспитательница детского сада Владилена Донцу. – И если для школьников это образовательная деятельность, то в дошкольном учреждении основным средством развития является именно игра. И его роль в жизни дошкольника нельзя недооценивать».

«Проблемы в школьном возрасте, – продолжает он, – возникают потому, что ребенок не усвоил правила взаимодействия с другими людьми через игру, не осознал различные социальные роли, которые обычно играют в ролевой игре. Если ребенок в игре не умеет взаимодействовать со сверстниками, не может поддержать развитие сюжета, капризничает или накрывает одеяло, то других детей в свой круг не принимают. В результате он становится еще более тревожным, раздражительным и замкнутым».

Сюжетно-ролевая игра в одиночку: такое бывает?

Ребенок осваивает социальные роли в основном через ролевую игру – в ней участники разыгрывают конкретную ситуацию и взаимодействуют друг с другом: дочери и матери, больница, магазин, парикмахерская, строительная площадка. Всегда ли вам нужен партнер в такой игре и можно ли обойтись без него? Нужно ли учить ребенка играть в такие игры или он уже родился с этими знаниями и навыками?

Конечно, ни один ребенок не рождается со способностью к самостоятельной игре. Однако постепенно его можно прививать. Ребенок перестает воспринимать окружающий мир через родителей уже в возрасте одного года, когда, шаг за шагом, он начинает его исследовать самостоятельно. И уже с этого возраста можно начинать потихоньку направлять свое любопытство, задавать вопросы, например: «Посмотрим, что в коробке?»

эту фазу игр принято называть предметной, и к 3 годам постепенно появляется сюжетная ролевая игра. Если с раннего возраста любопытство ребенка поощряется, а не дергается, не вмешивается и не корректируется, тем больше вероятность, что он реализует свое любопытство в игре. В противном случае его самооценка может быть подорвана, и, когда придет время для ролевой игры, ребенок предпочтет роль наблюдателя, а не активного участника. Это означает, что для игры ему понадобятся другие люди.

Однако игровые сюжеты ребенку все же нужно где-то подбирать. Для младших дошкольников основным источником подобных историй является подражание взрослым. Наблюдая за другими людьми в разных ситуациях, ребенок запоминает фразы и действия, а затем пытается их повторить, но при этом привносит новые элементы из собственного опыта.

Чтобы игры ребенка были более насыщенными и интересными, на первом этапе вам придется поиграть с ним и показать все многообразие ситуаций, которые могут возникнуть в одном магазине или, например, в больнице.

Может быть, это визит к стоматологу, а может, вы пришли в ветеринарную клинику. Как насчет медкомиссии для космонавтов? Допустим, мама готовится к полету на ракете и выходу в открытый космос, а папа и дочь проходят медицинские осмотры и предполетную подготовку. Итак, нужно взять маму за руку и правильно развернуться – проверить вестибулярный аппарат. Одним словом, придумайте несколько вариантов, чтобы потом ребенку было из чего выбирать и моделировать свои уникальные игровые ситуации.

Также ребенку может со временем наскучить любая сюжетная линия, если ничего не изменится. Усложняя сюжет, мы заставим ребенка проявить фантазию в самостоятельной игре, а игра превратится в творческое и по-настоящему развивающее занятие.

Научите ребенка играть в одиночку

Как не «спугнуть» самостоятельную игру ребенка

Начните играть вместе. Оставайтесь с ним рядом, давайте идеи, дайте первый импульс воображению, но в то же время не пытайтесь вести его игру в том направлении, которое вам кажется правильным. В конце концов, у него может быть собственное видение. В большинстве случаев дети могут выбирать, с чем играть, но иногда им нужно немного вдохновения, особенно в тех случаях, когда у них много игрушек и трудно сделать выбор. Если вы потратите несколько минут на то, чтобы вовлечь ребенка в какое-либо занятие, это поможет ему продержаться дольше.

Откажитесь от инициативы и не перебивайте. Когда ребенок уже увлечен от игры, попробуйте оставить его одного. Не комментируйте то, что он делает, и не просите его действовать определенным образом, но позвольте воображению руководить его действиями. В конце концов, вам не нравится, когда вас прерывают или прерывают, поэтому постарайтесь не делать этого по отношению к своим детям. Здесь как нигде действует принцип «Работает – не трогай!»

Не торопитесь удовлетворять все его просьбы. Если у ребенка достаточный выбор игрушек, не стоит сразу мешать ему достать еще одну. Подождите не менее пяти минут. Скорее всего, за это время он придумает новую сюжетную линию, основанную на уже имеющихся у него возможностях, вместо того, чтобы думать о множестве других вещей, с которыми, по его мнению, он хотел бы поиграть.

Поощряйте воображение, но не препятствуйте его полету. Попробуйте ответить на просьбы ребенка “Посмотри, что я наделал!” или “Посмотрите, какую высокую пожарную башню я сделал из кирпича!” Даже если сторожевая башня оказалась кривой и вот-вот рухнет, не стоит сразу ее переделывать. Лучше всего похвалить ваши усилия и подыграть развитию сюжета: «Скажите, а кто сегодня спас ваших пожарных?» Это еще больше усилит игру.

Беспорядок не имеет значения. Если ребенку интересно играть с самим собой, каждая новая идея сразу завораживает его, поэтому на уборку больше не остается времени. Разбросанные по комнате игрушки можно собрать за считанные минуты. И пока ребенок играет, он волен делать все, что ему заблагорассудится, конечно, в разумных пределах.

Чем больше опыта, тем дольше будут игры. Если ваш малыш не привык играть один, он вряд ли сможет играть дольше нескольких минут. Однако постепенно ему будет легче сосредоточиться на самостоятельной деятельности, и на этот раз оно увеличится до 20-30 минут. После этого вам, скорее всего, придется включиться и найти время, чтобы поиграть вместе.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку