Top.Mail.Ru

Учеба на «отлично» как мотивировать ребенка?

Дети

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок учился в школе четыре и пять лет. Но так ли важны хорошие оценки для вашей будущей жизни и успеха на работе? Следует ли наказывать ребенка за плохую успеваемость? На эти и другие вопросы ответила психолог, специалист центра «12 коллегий» Саранцева Анна-Мария.

— Учеба на «4» и «5» — важный навык для ребенка или, может быть, ценность этого навыка немного переоценена?

— Мне кажется, учеба на «4» и «5» — это не навык, а опыт. Да, это важный опыт для успеха ребенка. Разные дети достигают этого по-разному. Иногда совершенство достигается путем переговоров с учителями и установления контактов. Иногда эффективное использование талантов: хорошей памяти или стрессоустойчивости. Но в любом случае опыт успеха важен для самооценки и развития ребенка.

«Но для многих хорошо учиться — значит быть умным. Это так?

— Это опасный стереотип. Если хорошо учиться — значит быть умным, то плохо учиться — значит быть глупым, а это не так. Ощущение «я глупый» и отношение замедляются и мешают хорошо учиться даже самому талантливому ребенку. Кроме того, есть страх совершить ошибку и оказаться «дураком», тогда как успешное обучение сопровождается отношением «ошибка — естественное явление, теперь я знаю больше».

— То есть отличная учеба только показывает, что ребенок каким-то образом эффективно справляется с конкретной задачей?

— Да, и он соответствует критериям, которым так или иначе научился соответствовать критериям его учителей — тех, кто ставит ему оценки.

— Бытует мнение, что троечники в жизни намного успешнее отличников. Это так?

— Мне кажется, это тоже стереотип, но у него есть основания. Людям, которые адаптировались к одним требованиям, часто бывает трудно адаптироваться к другим. Если ребенок хорошо поработал в школе, в новых обстоятельствах (университет, поиск работы) ему, возможно, придется сделать больше, чтобы адаптироваться к новым правилам игры. Многие ученики С-класса гораздо более «любопытны», точнее — гибче, чем отличники: им приходится изобретать новые способы достижения конечной цели, менять саму цель, более того, бывает, что ошибки не подталкивают их к попыткам слишком сложно. Эти навыки затем помогают достичь успеха во взрослом возрасте.

В общем, если ребенок учится в трех классах, но проявляет познавательный интерес, любит разбираться в проблеме, то у него все получится. Если ребенку не все интересно, не любит делать открытия, то шансы на успех в профессиональной деятельности невелики.

Как мотивировать ребенка?

— Есть два противоположных подхода к обучению и воспитанию: поиск врожденных талантов и их совершенствование или равноправное развитие всех навыков. Что вам ближе всего?

— Все зависит от возраста. Я считаю, что в дошкольном и школьном возрасте диверсификация важнее. В старшей школе стоит посмотреть, каких навыков вам не хватает для достижения успеха в гуманитарных или естественных дисциплинах. Нам часто это нравится, и мы хотим делать то, что, на наш взгляд, у нас получается, в чем мы уверены. Помогите своему ребенку обрести уверенность в том, что ему удастся добиться успеха в гуманитарных и естественных науках.

 вуз уже обращает внимание на территорию, на которой проходил: до выбора профессии остается немного времени. Важно, чтобы до 7 класса ребенок перепробовал множество направлений и хорошо осознавал свои достоинства и направления развития. После 7 класса лучше всего сосредоточиться на конкретных талантах и ​​искать себя в узкой сфере.

— Как формируется познавательная деятельность и как узнать, есть ли она у ребенка?

— Легко узнать. Если ребенок задает вопросы: «Почему?», «Как это организовано?». — Он понял. Осталось подбодрить и воспитать ребенка. Когда у него появляются новые предметы, изучайте их вместе. Например, физика, химия, биология начинаются в 5-6 классах. Все они обращаются к повседневному опыту ребенка. Объясните, почему облака не стоят на месте, вода превращается в лед, а хвойные деревья не отрываются от иголок. Попробуйте найти интересные вещи в обыденном.

Если нет познавательной активности, то ее можно создать. Используйте забавные и яркие факты. Возможны ли вампиры в природе? Как открыть секрет вечной молодости? Купите ему раскраски, детские коллекции с наклейками, пазлами и рисунками. В книжных магазинах таких альбомов сотни — ребенок обязательно найдет что-нибудь для себя.

Плохая когнитивная деятельность часто вызвана отсутствием безопасности. Ребенок не верит, что сможет сам найти ответы, поэтому перестает задавать вопросы. Помогите ему обрести уверенность в себе и своих силах. Скажите ему, что он умен и что у него все получится. Важно объяснить: умный человек — это не тот, кто все знает, а тот, кто задает вопросы и ищет ответы.

Как мотивировать ребенка?

— Сын пошел в школу и сразу начал плохо учиться. Что делать?

— Обратите внимание на его отношения с первым учителем. Может быть, они конфронтационные или травмирующие. Я знал ребенка, который смотрел фильм о Беслане в первом классе: некоторые бытовые аспекты школы были связаны с этим терактом. Он боялся остаться один в школьном коридоре: его не могли выгнать из кабинета, это вызывало панику. Когда об этом узнали родители и учитель, ситуация улучшилась.

Также проясните некоторые моменты. Читает ли ребенок домашнее задание и инструкцию до конца? Некоторым детям не хватает терпения дочитать задание — они делают его плохо и получают плохие оценки. Им кажется, что уже все ясно, нечего углублять.

Проверяет ли ребенок работу перед отправкой? Некоторые дети, получив негативный опыт, впоследствии боятся неудач и не хотят контролировать работу. Они предпочитают сдавать его как есть, просто чтобы не столкнуться с ошибками и чувством незащищенности. В этом случае нужно работать с чувством собственного достоинства и боязнью неудачи.

Часто первоклассники, окончившие школу за полгода, три четверти, уже нуждаются в том, чтобы родители делали уроки. Сядьте рядом с ребенком и тоже решайте проблемы, занимайтесь своими делами — это полезно, когда ребенок видит, что родитель тоже решает проблемы. Это могут быть деловые документы или сложные задачи. Важно, чтобы вы показывали ребенку пример, и он чувствует вашу поддержку, ваше плечо близко.

— Что, если ваш ребенок начнет плохо учиться в старшей школе?

— Проверьте, не сталкивается ли ребенок с бытовыми проблемами и изменениями в расписании. Достаточно ли вам изменений в гигиене, перекусов, пути в следующий офис и отдыха? Помнил ли он всех учителей?

Обратите внимание на отношения с одноклассниками. В пятом классе в отношениях со сверстниками есть много знаний. Часто первый учитель начальной школы кажется защитником и спасителем, к которому можно обратиться в случае конфликта с детьми. Переходя в старшую школу, защитник исчезает. Если ребенка оскорбляют или резко шутят, ему кажется, что он один и некому его защитить.

Как мотивировать ребенка?

— А что, если говорить о старшей школе?

— Это происходит, если интерес переместился на отношения между сверстниками. Заключите с ребенком договор, чтобы не отказываться от ранее понравившихся вещей. Обсудите, какую пользу принесет ребенку согласие, какие выгоды от этого получат родители, и убедитесь, что условия соблюдены. В этом соглашении должны быть указаны конкретные действия, конкретные оценки, конкретные знания.

Например, я знал подростка, который не хотел изучать математику, но согласился со своей матерью, что его друг поможет ему с математикой. Друг был старше, учился в техническом колледже и действительно мог объяснять математику, что улучшило его оценки. Общение с другом, его поддержка и знакомые помогли подростку нормализовать успеваемость.

Если в старших классах ребенок стал плохо учиться, то лучше сосредоточиться на важных темах и не гнаться за всеми. В любом случае поддержите его, скажите, что вы там, не бросайте его и не считайте его неудачником. Также полезно обсудить личные мотивы и перспективы. Многие старшеклассники не понимают, зачем им учиться, работать и создавать семью. Причина не в лени или нежелании что-то делать, а в молодежном максимализме, социальном давлении и желании отличаться от всех остальных. Утверждают, что работа, семья, высшее образование — всегда выбор. Есть и другие варианты.

Из личного опыта: когда я был подростком, я всегда ссорился с мамой, которая мало ходит. Мама не разрешала мне ходить, но заставляла учиться и делать уроки. Я не понимал, зачем мне это нужно и что это мне даст. Однажды она упала в обморок и сказала: «Хочешь прогуляться? Прогуляйся ». Я пошел погулять и вернулся через 15 минут: это был момент достаточной свободы, который мне дали.

— Стоит ли наказывать детей за низкие оценки?

— Нет, наказывать его точно не стоит. Ребенку важно понимать, что низкие оценки влекут за собой последствия. Последствия есть в школе, и, скорее всего, есть последствия дома. Например, мама может расстроиться, и это очевидное следствие оценки. Важно, чтобы воздействие было соизмеримо с пользой, которую ребенок получит от хорошей оценки. Если вы чувствуете, что он неуверен в себе, лучше, чтобы была не система наказаний, а система поощрений. Но условия должны быть определены раньше предыдущего, и ребенок должен четко понимать правила, чтобы это не портило отношения, а создавало прозрачную систему.

— Несколько слов о прощании.

— Недавно я услышал от родителей отличный способ поддержать ребенка в учебе. Ребенок договорился с мамой, что за определенные действия он получает пособие, накапливает эти пособия и обменивает их на поход в кино, на дополнительные покупки мороженого. Затем ребенок сам выбирает то, что ему хочется. Но важным условием является то, чтобы время, проведенное с родителями и семьей, никогда не служило бонусом. Поход в кино может быть наградой, но совместный поход в кино — нет. Время с семьей — неотъемлемое право ребенка.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку