Top.Mail.Ru

Взрослый тип мышления: доступен ли он ребенку?

Дети

Если вы понимаете, как человек принимает решения, сталкиваясь с какой-либо жизненной задачей, вы можете определить, какое у него мышление. Евгений Крашенинников, главный научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ, рассказывает, как думают взрослые и дети, в каком возрасте могут проявиться определенные умственные способности и что для этого нужно.

Время имеет значение

Мысль не определяется возрастом. Скорее, годы являются важным фактором, но простое прохождение какой-либо фазы жизни не означает обязательного появления правильного образа мышления и достижения зрелости. Единственное, что можно сказать наверняка, – это то, что взрослое мышление не может проявиться у ребенка младше 14 лет. Недоступен для детей; у ребенка этого нет и не может быть. А в подростковом возрасте он появляется не один и не для всех. Имеют значение условия развития, примеры родителей и окружающая действительность.

Мышление взрослых предполагает появление какого-то другого нового качества. Это не просто увеличение, ускорение, улучшение мышления. Станьте другим. В нем появляется то, чего нет у ребенка.

Поэтому, если мы попытаемся улучшить мышление детей, или ускорить его, или «наполнить» память как можно большим количеством информации, это не поможет ребенку стать взрослым и не научит его решать проблемы.

Но как думает ваш подросток? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, как он принимает решения, какие механизмы использует для этого. Проанализируйте действия и поведение вашего ребенка по следующему алгоритму, и тогда станет ясно, насколько взрослый человек перед вами.

Что такое хорошее мышление

Его можно описать несколькими способами: через мыслительные операции, которые человек использует в жизни, с помощью трех психологических навыков, составляющих мышление взрослого, и через важную концепцию, отражающую суть этого явления.

Мыслительные операции

В реальной жизни они почти никогда не применяются изолированно. Мышление – это решение проблемы. В ее решении я применяю все, что имею. Но чтобы понять целостное решение, вы можете описать его операциями. Кстати, здесь родители могут контролировать себя: сами ли они используют эти механизмы для решения жизненных проблем?

1. Совместимость: A + B = C

Это не алгебраическая формула, а условная. Если есть какой-то объект, явление, ситуация и к нему добавляется новый значимый элемент, это не значит, что теперь будет этот объект, явление, ситуация и другой элемент. Это означает, что изменилось все, вся ситуация в целом, даже если был добавлен только один элемент. Пример: девушка замужем. Если она не поймет, что ее жизнь сейчас полностью изменилась, ей с мужем будет жить плохо.

2. Обратимость: C – B = A

Если из ситуации исчез важный существенный элемент, значит, вся ситуация изменилась. Теперь все, что было ясно и ясно до этого момента, нужно переосмыслить. Пример: живет семья – муж, жена, ребенок. Ребенок вырос и ушел. Это означает, что отношения между супругами изменились. Если кто-то из партнеров не понимает, что сейчас необходимо строить отношения по-новому, то им будет плохо.

3. Ассоциативность: (A + B) + C = A + (B + C)

Если есть система, в которой есть три элемента, то всегда будут отношения между двумя элементами, в которые третий элемент не входит. Пример: есть трое друзей, и вдруг один обнаруживает, что двое других, скажем, его куда-то не взяли. Если у человека есть взрослая мысль, он к ней относится нормально, потому что понимает, что другого пути нет. Совершенно необходимо, чтобы в сложной системе были отдельные отношения между всеми элементами, в которые не входит ни один из них. Если человек этого не понимает, отношения всегда будут под угрозой.

4. Общая идентичность: А – А = 0

Если мы от чего-то избавились, значит, это ничего не добавило нашей жизни. Отказ от чего-то – это просто отказ, а не добавление.

5. Тавтология: LA + LA = LA

Если вы проделали одно и то же два (три и т.д.) раза, значит, вы сделали это один раз. Когда вы пять раз говорите своей дочери: «Тебе нужно быть дома в 9 вечера!», Знайте, что вы действительно сказали это однажды. Если вы добавите то же самое, это будет означать, что у вас останется именно то, что было.

Взрослый тип мышления: доступно ли оно ребенку?

Этих операций достаточно, чтобы решить любую взрослую проблему. Если кто-то ими пользуется, значит, думает как взрослый.

Три способности мышления

Обладая следующими навыками, человек может решить любую взрослую задачу.

Гипотетико-дедуктивные рассуждения. Этот навык позволяет делать выводы из гипотез. Важно начать рассуждение со слова «если»: «Если… то…». Его можно использовать, чтобы понять, знает ли подросток (или взрослый), как исходить из гипотез, из предположений, из того, чего нет. Пример: мальчик звонит другому и спрашивает: «А ты погуляешь вечером?» Он отвечает: «Если мама придет с работы до шести, я не уйду. Если он приедет с тётей Машей, то я уйду. Если Таня позвонит мне вечером, я не пойду гулять ». Подруга недоумевает:« Не понимаю, ты идешь или нет? »Это говорит о том, что звонивший ей парень не может построить длинную причинно-следственная связь, хотя ответ на вопрос был исчерпывающим. Взрослый может построить цепочку любой сложности, но ребенок вообще не понимает значения слова «если». То есть он может понять формулировку при предложении уровень, но ему сложно строить свои действия на основе «если». Планирование. Планирование – это не в повседневном понимании, когда составляешь список покупок, а составляешь план на будущее: «Это я теперь измени мою жизнь так, чтобы что-то случилось в будущем “Кроме того, это” что-то “может не произойти. Это черта взрослого. Вот почему дети не понимают, когда мы заставляем их учиться сейчас, чтобы они могли войти университет. Ребенку сложно согласиться с тем, что От чего-то приятного нужно отказаться прямо сейчас, ведь результат неочевиден. Отражение. Это понимание того, как вы решили проблему.

Суть взрослого мышления

Взрослый человек в своем мышлении выходит за рамки реальности, за пределы визуального. Он может думать, основываясь на том, чего он не видел и не слышал, основываясь на том, чего не существует и может не произойти. Кроме того, чем дольше человек планирует, тем выше его интеллект. Он конструирует, а не мечтает: «Я полагаю, что тогда что-то случится, и теперь я начинаю делать то и это». Взрослый исходит из того, чего нет перед глазами, чего еще не произошло, чего нельзя трогать руками, а ребенку нельзя. Суть мышления взрослых – абстракция.

Взрослый тип мышления: доступно ли оно ребенку?

Ребенок же думает иначе. Мышление детей основано на централизации или эгоцентризме: «Я исхожу только из своей позиции и вижу в объекте только одно свойство».

Примеры.

1. Ребенок читает книгу и кричит маме: «Смотри, какие красивые картинки». Мать далеко и фото не видит, а ребенок не может поставить себя на место, он судит только по своему положению.

2. «Петя – друг. Но он взял мою пишущую машинку, так что он мне не друг ». Ребенок может видеть только одно свойство предмета.

Эгоцентризм для дошкольника – это нормально, так и должно быть. Но иногда эгоизм сохраняется на долгие годы. Когда взрослый говорит: «Вы не можете понять другого, если бы вы не были на его месте», это означает, что он думает эгоцентрически, то есть как ребенок. Это не менталитет взрослых.

Кое-что из детского мышления стоит сохранить

Дошкольники не чувствительны к противоречиям. Если маленького ребенка спросят: «Почему камень тонет?», Он ответит: «Потому что он тяжелый». “Почему корабль не тонет?” «Потому что он тяжелый». Эти заявления мальчику не кажутся странными. Умение работать с противоречиями – признак диалектического мышления, которое необходимо развивать в ребенке.

Взрослый тип мышления: доступно ли оно ребенку?

Примирить противоположности, существующие в явлениях, предметах, людях. Диалектическое мышление лежит в основе творчества, развития и психического здоровья. Для ребенка это критично, но он потеряется, если с ним не работать.

Для счастливой жизни и гармоничного развития необходимо не только развивать то, чего у ребенка нет. Задача родителей – сохранить то, что у него есть. Важно не только сохранить умение замечать противоположности, но и научить ребенка работать с ними и находить выход. Это и хорошо, и плохо одновременно. Что он будет делать завтра? Главное – научиться делать прогноз. Даже если вся наша культура указывает на обратное.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку