Способы повышения детской самооценки

Дети

Адекватная самооценка напрямую влияет на психологическое благополучие и успешность человека. Ребенок с достаточной уверенностью в себе способен правильно оценить свои силы, выбрать деятельность по собственному желанию и в соответствии со своими способностями. Он не чурается трудностей и спокойно общается со сверстниками и взрослыми, ценит свои успехи и уважает других. Если ваш ребенок не уверен в себе и имеет низкую самооценку, вам нужно работать над ее улучшением.

Чем опасна низкая самооценка

Ребенок с низкой самооценкой вырастает несчастным неудачником. Психологический механизм в этой ситуации заключается в том, что ребенок изначально берет на себя роль жертвы: «у меня ничего не получится», «у меня получится хуже всех», «я не справлюсь».

Позиция жертвы требует поддержки и опоры. С детства ребенок, который ничего не пытается сделать самостоятельно, обращается к взрослому: «Нарисуй мне», «Сделай мне», «Вяжи, клеи, слепи». При этом родители даже не задумываются о том, что в основе таких просьб лежит позиция «Ты сделаешь лучше меня» или «Я все равно сделаю плохо».

Конечно, взрослый сделает это лучше, но дело не в качестве работы, а в самостоятельности и гордости за СВОЁ дело. Дети с низкой самооценкой живут в постоянном страхе неудачи, порицания, порицания или отказа.

Со временем вырабатывается фиксированная позиция перекладывать дела на других, и она даже становится удобной: «Сделай сам, раз ты такой умный», «Да я неудачник, не все могут быть крутыми», «Зачем страдать если они захотят сделать это позже».

Правила формирования достаточной уверенности в себе

Заниженную самооценку часто формируют родители – мы принимаем роль жертвы ребенка и начинаем его сильно жалеть.

Наиболее важным возрастом для формирования достаточной самооценки является младший школьный возраст. В этот период возникают серьезные проблемы с общением или деятельностью, которые подрывают уверенность в себе. Прежде чем приступить к работе над повышением самооценки ребенка, проверьте некоторые позиции своего отношения к нему.

1. Достаточно ли требований к ребенку? Часто бывает, что дело не в самооценке ребенка, а в завышенных требованиях к нему. Родители отправляют его учиться в гимназию для одаренных детей и ругают за то, что он не справляется с программой. Ребенку тяжело в школе, и даже родителей упрекают в потраченных на образование средствах – на активный образ жизни ребенка не остается времени. Фраза «Ты дурак? Почему ты не можешь?» приводит к неутешительным выводам.

Что делать, если ребенок не одаренный? Не супергерой или супергений? Не ждите, что через несколько дней он начнет играть на гитаре, говорить по-английски или сразу же выиграет Уимблдон только потому, что вы наняли репетитора. Уважайте способности ребенка.

2. Сравниваете ли вы своего ребенка с другими детьми? Если вы постоянно говорите своему ребенку, что другие дети лучше, как он может развить достаточную самооценку? Ребенок, наверное, во многом лучше других, но вы говорите ему только о недостатках.

Возможно, вам знакомо выражение:
— «Оля смогла написать контрольную на пятерку, а ты, оказывается, глупее ее?».
Почему у всех получается, а у тебя нет?».
— «Таня выиграла конкурс, а ты что?».
— «Сережа опять тебя обыграл на Олимпиаде? Я знал это…».

Если вы говорите такие фразы ребенку, нужно быстро от них избавиться.

3. Уважаете ли вы мнение молодежи? Для ребенка мнение сверстников зачастую важнее мнения взрослых. Это естественно: именно с ними он хочет дружить и вступить во взрослую жизнь. Ребёнок хочет быть своим в коллективе, ведь отказ напрочь убьет его уверенность в себе. Ребенок доверяет вам, но также доверяет сверстникам. И если они говорят, что что-то «устарело», «не круто» или выглядит «идиотски», то так оно и есть. Не пытайтесь переубедить ребенка. Быть паршивой овцой очень сложно и совсем не обязательно.

4. Хвалите ребенка за конкретные достижения? Похвала всегда приятна, особенно за конкретное дело. Хвалите ребенка даже за мелочи: убрал комнату, убрал и помыл посуду, сделал домашнее задание, приготовил сюрприз, позвонил бабушке. Если хвалить ребенка за конкретные успехи, он не захочет «корону». Ребенок должен знать, что ценится в людях.

5. Вы позволяете себе обижать ребенка? Ребенок априори хороший и успешный, он может сделать только что-то плохое или сделать что-то не так. Не допускайте оскорблений типа «Ты бессовестный», «Ты глупый», «Ты неудачник», «Ты ничего не добьешься». Замените их выражениями «Ты плохо справился», «Ты не справился с заданием», «Ты проиграл только в этот раз, впереди еще много конкурсов», «Ты многого добьешься, если научишься…». Так что вы судите не ребенка, а его поступки.

Если ошибки в отношениях с ребенком исправлены, пора приступать к повышению детской самооценки. Предлагаем несколько простых упражнений.

Лестница самооценки Нарисуйте лестницу из 10 ступеней. Скажите ребенку, что лучшие дети находятся на верхней ступеньке, а плохие – на первой. Попросите дочь или сына сесть на одну из ступенек и объяснить свою позицию. Эта методика покажет, какая сейчас самооценка у ребенка. Дети с достаточной самооценкой относят себя к 5-7 классу. В идеале — выше середины: 6-7. А разговор о месте на лестнице поможет ему взглянуть на себя со стороны. Кстати, вы можете указать критерии: как вы учитесь/насколько вежливы/насколько красивы – выберите для себя подходящий уровень. «Что тебе в тебе нравится?». Можно играть вдвоем, втроем и т д. Взрослый начинает: «Мне нравится в тебе доброта, ты всегда приходишь на помощь. А ты во мне? Ребенок ищет положительные качества в другом человеке и реагирует. Затем вы можете связаться с другим участником. Самое главное – аргументировать похвалу. «Что я умею делать хорошо?». Каждый человек, в том числе и ребенок, говорит о себе: «Я хорошо рисую, а ты?». Если ребенку трудно, взрослые подбадривают его: «Мое доброе дело». Взрослые и дети по очереди рассказывают о своем добром деле. В остальном следует похвалить «Дерево успеха». Нарисуйте (приклейте) дерево на стене ребенка. Запишите каждое достижение на листе бумаги и приклейте его к дереву. Пусть у ребенка будет коробка с брошюрами, куда он сам будет записывать свои достижения. Если он увлекается цифрами, записывая небольшие успехи, то пусть делает это, но листочки сделайте поменьше, а остальные побольше. Пусть учится оценивать свои успехи по важности: «Китайцы и лев». Взрослый предлагает ребенку представить себя трусливым кроликом и рассказать, чего кролик боится. Можно изобразить, как заяц дрожит от страха и прячется. А потом притвориться львом. Чего боится лев? Ничего! Как он ходит? Спокойно, гордо поднимает голову. Представьте себе льва. Это должно быть весело. «Комплименты». Взрослые и дети дополняют друг друга. Главное, чтобы они были честными. «Заверши предложение». Ребенок получает внушения, которые необходимо продолжить:
— Я могу…
— Я могу…
— Я хочу узнать… «Мое имя». Ребенок и взрослый по очереди называют разные варианты своего имени, например, Оля, Оленька, Олечка, Олюшка, Леля, Оля и так далее. Обсудите, как он хочет, чтобы его называли дома, как с другими детьми или в школе (детском саду), как он будет называться в будущем. «Я» реально и «я» идеально. Попросите ребенка нарисовать себя таким, какой он сейчас. А рядом нарисовать себя идеалом, лучшим в мире. Посмотрите вместе, что вам мешает быть идеальным? «Поза, улыбка, взгляд». Учить детей безопасным движениям: прямой спине, легкой улыбке, прямому взгляду. Напомните детям об этом: поза, улыбка, взгляд. Кстати, напомните себе и об этом.

Адекватная самооценка, сформированная в детстве, поможет ребенку стать успешным и счастливым взрослым.

По материалам сайта

Оцените статью
ЖЕНСОВЕТ