Top.Mail.Ru

Ребенок не умеет правильно реагировать на критику — как научить?

Дети

Каждый человек время от времени сталкивается с критикой. И чаще всего это неудобно даже взрослому, не говоря уже о ребенке, который только приобретает навыки контроля эмоциональных реакций.

Обычная и многим знакомая ситуация: ребенок приходит из детского сада, школы, занятий или тренировки расстроенным, обиженным и, возможно, даже злым. В ходе опроса родители выясняют, что это реакция на критику со стороны учителя, наставника или других людей. Иногда реакция может не ограничиваться плохим настроением или обидой. Ребенок может заявить, что больше не хочет общаться с людьми, которые его критиковали, ходить в секцию и так далее.

Как реагировать на родителей?

Во-первых, ни в коем случае нельзя игнорировать ситуацию. Надеяться, что все как-то получится, нельзя. И дело не в обиде. Обида и плохое настроение могут пройти достаточно быстро. Необходимо научить ребенка правильно реагировать на критику, уметь ее оценивать и делать выводы. Это необходимо для его дальнейшей адаптации в обществе, для развития и реализации в профессиональных и личных отношениях.

Во-вторых, не следует сразу же жалеть ребенка, оправдывать его поступки и обвинять противников. Родительская любовь не должна быть «слепой», поэтому после первого предложения: «Дорогой, не расстраивайся» должно следовать: «Расскажи подробно, что произошло, и давай вместе во всем разберемся».

Очень важно с одной стороны научить ребенка отстаивать свою позицию, а с другой стороны уважать чужое мнение. Нельзя полностью уравнивать восприятие взрослых. Такой подход может перерасти в отвращение ребенка к любому авторитету.

Как объяснить ребенку? И что посоветовать?

Начиная разговор, помните, что он не должен быть проповедническим. Ребенок не виноват в том, что испытывает негативные эмоции. Управление эмоциями, анализ ситуации и умение правильно реагировать на критику – вот цель ваших бесед с ним. Почему «беседы» во множественном числе? Потому что не стоит рассчитывать, что одного разговора будет достаточно. И ситуации разные, и восприятие у детей разное, и эмоциональный контроль дается разным детям по-разному.

Итак, о чем следует говорить родителям с ребенком в одной из таких ситуаций?

1. Не воспринимайте критику как личное оскорбление

Важно объяснить ребенку, что учитель или педагог не хочет обидеть его критикой. Они делают это не потому, что он плохой, он им не нравится или он делает что-то не так. Так взрослые выражают свое видение ситуации или указывают на ошибки.

Приведу самый простой пример: ребенок нарисовал невероятно большие цветы, которые на рисунке оказались сравнимы по размеру с деревьями. И хотя цветы были красиво нарисованы, учитель покритиковал, что они слишком большие, что это неправильно и так далее

Следует объяснить ребенку, что в данном случае нет смысла обижаться. Спросите его: «Но цветы действительно большие, не так ли? Вы не видели их на улице, не так ли? Это то, о чем хотел вам сказать учитель.» Ребенок должен понимать, что то, что он воспринимает как оскорбительную критику, на самом деле является мнением другого человека о его деятельности.

2. На критику можно и нужно отвечать

Критика — не повод замыкаться, обижаться или плакать. Ребенок должен знать, что он может ответить. Посоветуйте ребенку выслушать оппонента и высказать свое мнение – объясните, почему он так поступил. В нашем примере с цветами выполнение задачи может быть очень осознанным решением, например создание фантастического мира с акцентом на яркие и красивые объекты. Важно, чтобы ребенок не боялся об этом говорить.

3. Мы должны признавать свои ошибки и прислушиваться к советам

Мы все делаем ошибки, и важно уметь их признавать. Научите ребенка не обижаться на критику, а размышлять над услышанным. На критику можно ответить: «Попробую, может, ты и прав. Посмотрим, что получится» или «Я знаю, что можно сделать так, но я хотел попробовать другой вариант».

Критика часто является советом, предложением более рационального или эффективного решения. Это своего рода помощь. И если этот совет действительно может помочь, то есть смысл не обижаться, а принять его с благодарностью.

4. Не будь агрессивным

Агрессия не аргумент в споре — надо спокойно отстаивать свою позицию. Если, поразмыслив, ребенок понимает, что совершил ошибку, он должен признать ее и попросить совета или помощи.

5. Почему взрослые вообще критикуют?

У взрослых больше опыта и знаний для оценки некоторых действий, предметов, ситуаций. И это касается не только учителей и наставников. Критика может оказать большую помощь. С другой стороны, ни при каких обстоятельствах нельзя заставлять ребенка беспрекословно подчиняться какому-либо взрослому. Научите своих детей думать и оценивать.

Часто сильную обиду вызывает критика со стороны самых близких – родителей, бабушек, дедушек и т д. У ребенка может возникнуть ложное ощущение, что его не любят и обижают. Объясните, что критика со стороны самых близких часто бывает самой честной. И комментарии приходят с желанием помочь. И даже если близкие не правы, не стоит обижаться и тем более сомневаться в их любви.

Но является ли критика несправедливой и даже лживой? К сожалению, бывает. Причинами этого могут быть, например, зависть или старые конфликты. И такой негатив может исходить как от сверстников, так и от взрослых. Поэтому родители должны научить своего ребенка в принципе воспринимать критику спокойно и не принимать ее близко к сердцу. Не нужно расстраиваться или проявлять агрессию, чувствовать несправедливость. Всегда есть возможность обсудить ситуацию с кем-то еще и составить объективное мнение, чтобы убедиться в правильности своих действий и решений.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку