Top.Mail.Ru

“Расскажи мне про прадедушку!”: как говорить с ребенком о семейной истории

Дети

История каждой семьи вписана в великую историю России. Кто-нибудь знает наверняка, кем были его предки, где они родились и похоронены, с какими испытаниями им пришлось столкнуться. Кто-то догадывается, строит гипотезы на каких-то знакомых намёках и легендах. Кто-то просто ничего не знает. Как и когда родителям лучше всего говорить о том, как великая история повлияла на семейную историю? Мнение психолога Наны Оганесян.

Когда начинать разговор о семейной истории

Общение с детьми очень часто происходит спонтанно, даже разговор о семейном анамнезе — занятие вне протокола. Сложно предложить универсальную схему, чтобы определить точный возраст для обсуждения этой темы. Вряд ли стоит сажать их рядом и говорить: «Сейчас я расскажу вам о ваших предках. Итак…»

Каждый родитель сам может почувствовать интерес ребенка к семейной истории. Можно немного подтолкнуть, например, предложить вместе исправить старые семейные фото, посмотреть альбомы.

В школе у ​​детей появилась задача нарисовать собственное генеалогическое древо. Ребенок не сможет обойтись без помощи родителей — и при подготовке к заданию можно обсудить некоторые вопросы, связанные с семейным анамнезом. Конечно, простым языком, спокойно и без спешки. Если бабушки и дедушки или даже прабабушки живы, вы можете предложить детям уточнить у них даты и другие детали для елки. Кстати, вы можете научить детей выполнять технические задания: оцифровывать старые фотографии, создавать рамки и делать новый семейный альбом. Детям важно понимать, что они — часть большой реки, воды которой протекают через них, что за ними стоят члены семьи.

События прошлого через детали и личный взгляд

Разговор о семейной истории — это очень личный разговор. Это возможно при наличии доверия между взрослыми и ребенком, если между ними сформировался определенный стиль общения.

Интересная история, рассказанная о предке, может стать источником вдохновения. Однажды я рассказал внучке о своем отце, его дедушке, что он был в командировке на исследовательском корабле и в опасной ситуации отдал свой спасательный круг своему коллеге. Девушка была настолько впечатлена, что начала рисовать большую лодку, свисающую со спасательных жилетов, внутри которой были люди: ей хотелось, чтобы все было хорошо. Тогда все спаслись, и дед стал для внучки одним из примеров мужественного поведения.

История может возникнуть из чего угодно. Например, предположим, что у вас есть любимое блюдо, приготовленное вашей бабушкой или мамой, которое вы когда-то учили готовить. Рассказать детям историю семьи можно на кухне во время готовки или за праздничным столом, начиная с рецепта этого блюда.

Даже общие черты характера или внешности могут стать поводом для разговора. «Вы очень похожи на своего прадеда: у вас такие же уши, вы такой же высокий и смуглый. Вы хотите, чтобы я показал вам его фотографию?»

Наши предки такие же люди, как мы, а не просто памятники на могилах или старых фотографиях. Однажды, работая школьным психологом вместе с группой 11-летних детей, я слушал рассказы ветерана, который пришел к ним до 9 мая. Перед разговором дети рассказали мне, что «дед уже приходил говорить о самолетах, наверное, в этом году он тоже будет говорить о самолетах». На самом деле у ветерана была культурная история, которую он рассказывал много-много лет. Я хотел как-то ее оживить и спросил: «Была ли у тебя девушка во время войны?»

«Расскажи мне о прадедушке!»: Как рассказать ребенку о семейной истории

Оказалось, что это была девушка — он ее встретил в аэропорту. Я вспомнил, что она надела на первое свидание: в легком платье с голубым цветком, в ботинках, потому что на войне у нее не было обуви. «Что ты ей дал?» — «Я хочу предложить вам мороженое, но мы варили картошку на огне». Ветеран вспомнил, как девочка ела картошку в форме и была до смешного испачкана копотью. Вспоминая, он покраснел, ожил, дети засыпали его вопросами. Он снова вернулся в школу: принес фотографии девушки, которая стала его женой. Он боролся, но детям было не менее интересно услышать его обычные желания и чувства, которые они понимали.

Если сведений о предках не сохранилось, то этот недостаток информации может стать поводом для рассказа о большой истории: объяснить, почему люди иногда скрывали свое происхождение, бросали родственников, рассказывать о ситуации в стране в разные периоды 20-го века века, что могилы многих людей до сих пор не найдены.

Не передавать стыд по цепочке рода

Конечно, о герое легко говорить, но что, если ваш дед попал в тюрьму за кражу или драку? Думаю, об этом тоже важно поговорить, если ребенку интересно, если он задает вопросы. Да, вот и вся история. Да, наш дед нарушил закон, его за это осудили, и его наказали, он отбыл его в тюрьме. Да, это наш дедушка. Мы не гордимся его поступком, но его жизнь — это история нашей семьи. Мы можем извлечь урок из его поступка. Нет нужды оправдывать дедушку, но было бы неправильно его отвергать, забывать, стирать из жизни с точки зрения семейно-исторической точки зрения.

вряд ли будет продуктивным привить детям чувство стыда за негероические поступки бабушек, дедушек или бабушек. Детям нужна информация — и ровно столько, сколько они могут воспринять, иначе последует эмоциональная перегрузка. «Это ваш дедушка, это ваш прадед, они жили в те годы, в тот момент было так и так, они там работали».

В каждый момент жизни мы играем определенные роли. В годы Великой Отечественной войны миллионы молодых людей ушли на фронт. Мы ценим их военное прошлое. Сражались, убивали врагов, потому что это было необходимо — и теперь это воспринимается как подвиг. Есть справедливость: на нашу страну напали, они ее защищали. А как быть с теми, кто участвовал в других войнах, по поводу которых нет единого мнения в обществе, кого не все воспринимают как справедливых?

Дедушка, который воевал в Афганистане или Чечне, а потом в мирной жизни действовал деструктивно по отношению к себе и своей семье — кто он, как о нем говорить с внуком? Неужели он стал жертвой невыносимых для него обстоятельств? В одном человеке могут переплетаться и то, и другое — и важно смотреть на такого человека открытыми глазами, видеть в нем разные стороны, объяснять ребенку, почему это было так.

Предки, с которыми мы не согласны

В прошлом веке наша страна пережила драматические события: гражданские войны, репрессии, переселение народов, гонения по классовым, религиозным и политическим мотивам. Эти события затронули многие семьи. Что делать в такой ситуации? Как говорить о предках, которые имели прямое отношение к несправедливости, следовали жестоким приказам?

Прежде чем говорить об этом с детьми, взрослые могут подумать об этом: они не знают, как бы мы вели себя в таких же обстоятельствах. В эпоху наших дедушек и бабушек власть основывалась на страхе. И люди были спасены, они спасли своих детей, свои семьи — изо всех сил. В таких условиях нельзя ожидать морального поведения от всех. Надо признать, что люди выживали как могли.

«Расскажи мне о прадедушке!»: Как рассказать ребенку о семейной истории

Вы можете попытаться донести идею до ребенка: предки, дедушки и бабушки, прадеды и прадеды, кем бы они ни были, подарили нам жизнь, и мы можем принять этот подарок только с благодарностью. Наша задача — признать в них наших предков, у которых была очень трудная жизнь. Мы не несем ответственности за то, как они распорядились своей жизнью, но мы можем сказать себе: «В подобных обстоятельствах я постараюсь действовать по-другому и избежать ошибок, которые совершали мои предки».

Принять и пережить боль

Не постыдно, а больно — это главное, о чем важно помнить, разбираясь в рассказе и передавая его детям. Чувство стыда заставляет романтизировать прошлое и наших предков, изобретая, возможно, несуществующие факты, чтобы представить детям успешную семейную историю. Но в этом случае от истории ничего не остается.

Стыд не прекращается, пока мы не признаем, что страдаем. Стыд цикличен, он воспроизводится, вокруг много лжи. Чтобы чувство стыда не прикрывалось мифом, боль нужно принять и пережить. И тогда это закончится, и нам не придется ничего придумывать.

Когда вы разговариваете с детьми, вы должны дать им эту информацию и ответить на вопросы, на которых они выросли. И помните при этом: когда мы чего-то не знаем, мы начинаем фантазировать об этом, думать о том, чего не было. Дети всегда слышат, если взрослые что-то не говорят, что-то скрывают, избегают разговоров. Детские фантазии часто страшнее того, что произошло на самом деле.

Если ребенок не проявляет интереса

Интерес имеет значение, когда дело касается семейной истории. Нет смысла подробно рассказывать семейные истории, если дети не готовы их слышать.

Опыт сегодняшних поколений можно почерпнуть из многих других источников: книг, журналов, телешоу, фильмов, подкастов. Возможно, дети вырастут и проявят интерес к семейной истории, узнав больше об истории страны в целом. Торопить их бесполезно, это вызовет только раздражение. Конечно, по мере того, как ребенок подрастает и созревает для погружения в прошлое, не исключено, что просить что-либо будет не у кого. Но если возникнет острое желание, оно приведет его к архивам, генеалогическим форумам и специалистам, которые помогут восстановить семейную историю.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку