Top.Mail.Ru

Помогаем дошкольнику лучше понимать смысл прочитанного

Дети

Молодые читатели иногда тратят много энергии, пытаясь объединить буквы в слоги, а те, в свою очередь, в слова и фразы, поэтому им не всегда удается уловить смысл текста. Логопед, аналитик Центра защиты прав и интересов детей Антонина Каковкина рассказывает о простых правилах, играх и упражнениях, которые помогают детям развивать смысловую сторону чтения и улучшают понимание прочитанного.

Чтение – это не только механическое преобразование букв в слова, но и способ восприятия и обработки информации. Важно как можно раньше распознать, что ребенок не понимает прочитанного, а объем текстов и домашних заданий небольшой. Это легко сделать, задав вопросы о тексте, например о прочитанной сказке. Без ответов на вопросы ребенок сам может не обращать внимания на то, что не понимает смысла прочитанного.

Когда стоит переходить к обучению чтению

Чтобы ребенок успешно научился читать, в первую очередь необходимо сформировать словарный запас и ряд других навыков:

  • осознание вменяемой стороны речи;
  • слуховое внимание;
  • правильное произношение звука (например, если ребенок еще путает в устной речи звучные и глухие звуки, то ему еще рано учиться читать);
  • зрительно-пространственное восприятие и визуально-образное мышление (необходимы для распознавания букв и перевода их в звуки);
  • умение поддерживать план действий (в конце концов, чтение, как и письмо, – это сложный, состоящий из нескольких частей процесс).

У чтения есть две стороны: техническая и семантическая. Техническая сторона – это способ и скорость чтения, наличие или отсутствие ошибок. Но понимание прочитанного относится к семантической или концептуальной стороне чтения.

Основные причины непонимания того, что вы читаете, могут заключаться в следующем.

Стресс и усталость. Современные дети живут в мире огромного количества информации. Часто ребенок читает предложение и искажает его значение, стараясь как можно быстрее выполнить задание, чтобы перейти к следующему.

Автоматическое чтение. Ребенок бормочет текст, не вникая в его смысл. К сожалению, взрослые часто ставят скорость чтения выше качества чтения. Пока ребенок учится читать, не гонитесь за скоростью. Лучше читать помедленнее, но внимательно.

Недостаточный словарный запас. Ребенок может читать слово, но не знать его значения и терять смысл предложения или даже всего текста из него. Объясните ребенку, что значение непонятных и незнакомых слов можно (и нужно!) Разъяснять взрослым.

Принципы обучения осмысленному чтению

Если ребенок уже умеет читать слоги и короткие слова (то есть читать он технически научился), то пора подключать смысловую составляющую. То есть связать изображение слова с определенным предметом, действием или знаком. Так ребенку будет намного интереснее научиться читать. Чтобы помочь ребенку понять, что он читает, постарайтесь придерживаться следующих принципов.

Играть! Игра – естественное состояние дошкольника и основной для него вид деятельности. Поэтому игры – самый эффективный способ познания мира в этом возрасте. Прежде всего, используйте игровые занятия, чтобы научить ребенка читать.

Сосредоточьтесь на интересах ребенка. Необходимо найти сферу интересов конкретного ребенка и положиться на нее. Например, если он сейчас без ума от динозавров, прочтите вместе с ним простые тексты об этих вымерших животных.

Важна не продолжительность, а регулярность занятий. Лучше делать немного, но ежедневно, чем устраивать тренировочные «марафоны» один-два раза в неделю.

Объяснения должны быть краткими и емкими. Не следует использовать длинные объяснения и запутанные сложные предложения. Четкие короткие предложения, в которых используются слова, которые ребенок уже понимает, работают намного лучше, чем длинные объяснения.

Двигатель останавливается, чтобы снять напряжение. Вы можете сделать паузу в упражнениях на несколько минут или назначить задания, связанные с движением. Например, разложите карточки с вопросами в разных местах квартиры, затем предложите ребенку найти их, прочитать вопросы и сформулировать ответы.

Не перегружайте своего ребенка. Если вы видите, что у парня отказ от домашних заданий, если он отказывается учиться, то, возможно, эта нагрузка для него слишком велика. Дайте ему время перезагрузиться и заняться любимым делом, а затем постарайтесь постепенно вернуться в класс.

Ребенок имеет право не знать и не знать. То, что нам кажется элементарным или очень простым, может вызвать у дошкольника ощутимые трудности. Поэтому взрослым важно оставаться терпеливыми и трезвыми и позволить ребенку постепенно усвоить то, что мы умеем делать в течение долгого времени.

Не сравнивайте своего ребенка с другими. Тот факт, что ребенок друзей или двоюродного брата читает в полтора раза быстрее и легко рассказывает сказки, никоим образом не ухудшает вашего ребенка. Единственный, с кем вы можете и должны сравнивать своего ребенка, – это его прошлое. Если есть успехи, не забывайте отмечать успехи малыша.

Игры для развития осмысленного чтения

Пазлы из слов, фраз и фраз. Взрослый пишет слово на бумаге и разрезает его на части, предлагая ребенку составить «пазл». Со временем задача предложений усложняется.

«Слово потеряно». Взрослый читает текст и пропускает слова, задача ребенка – угадать, какие слова были «потеряны».

Игры с расширением словарного запаса. Пусть ваш ребенок перечислит как можно больше слов для скрытой буквы. Эта игра хороша тем, что вы можете играть в нее где угодно, потому что она не требует материалов или подготовки.

«Ученый». Назовите синонимы один за другим, от простых до сложных слов. Например: дом – постройка – жилище – постройка – очаг – укрытие. Играя со взрослым, ребенок расширяет свой словарный запас.

Театр по мотивам прочитанной сказки. Для этой игры вам понадобится реквизит. Вы можете использовать обычные игрушки или купить готовый набор кукол для конкретной сказки. Задача ребенка – прочитать сказку, а потом попытаться воспроизвести ее вместе со взрослым с помощью кукол.

Если ребенок все равно плохо понимает прочитанное

Для начала нужно четко понимать, что ребенку это сложно и специально не доставляет проблем. Ему нужна помощь, а недовольство взрослого только усугубит ситуацию.

В первую очередь убедитесь, что ребенок уверенно знает все буквы алфавита. Не в алфавите или кубах, а в тексте, где нет изображений, которые можно было бы предложить. Не стоит подталкивать ребенка, как бы медленно он ни читал. Напротив, вы можете прекратить это и задать уточняющие вопросы, особенно о словах и фразах, чтение которых вызвало затруднения.

После прочтения текста обязательно обсудите его, задавайте вопросы, чтобы ребенок понял прочитанное. При запоминании стихов также проверьте, понимает ли ваш ребенок их значение.

Пусть ребенок читает так, как ему удобно: подчеркнув строку текста линейкой, листом бумаги или проведя пальцем по странице. Проблема, которой родители не всегда придают значение, заключается в том, что ребенок может просто запутаться и запутаться в текстовом массиве, поэтому ему важно выделить четкую строку. Если вам сложно читать многострочные абзацы, предлагайте книги с большими буквами, короткими предложениями, интересным сюжетом и множеством изображений.

Помните, что практика – это главное в любом деле. Возможно, успех придет не сразу, но со временем при регулярных занятиях ребенок будет все лучше и лучше понимать смысл прочитанного

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку