Top.Mail.Ru

Почему появляются детские страхи?

Дети

В мире нет ребенка, который ничего не боялся бы, даже дети до года подвержены страху.

По мнению психологов, детские страхи и кошмары являются нормальным явлением на этапах развития и социализации ребенка, поэтому родителям не нужно беспокоиться, если их ребенок внезапно испугается войти в темную комнату или откажется читать сказку о монстре.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста: консультация

Не забывайте, что любой страх рано или поздно может обернуться патологией. Чтобы этого не произошло, родителям следует знать основные моменты, связанные с детскими фобиями, а именно: что они собой представляют, что может их вызвать и как помочь ребенку справиться с такой проблемой.

Само по себе наличие страхов не является патологией и характерно для каждого ребенка. Причина в бесконечно богатой детской фантазии. Чтобы страхи не превратились в фобии и не проявили себя в сознательной взрослой жизни, необходимо их более внимательно изучить

Почему ребенок начинает испытывать страх?

В книге профессора, доктора психологических наук Захарова Александра Ивановича «Дневные и ночные страхи у детей» сказано, что пока ребенок еще маленький, он не может выстроить цепочку логических рассуждений. В результате ребенок верит в то, что говорят родители, и полностью переносит на себя любую реакцию, которую они имеют в данной ситуации.

На детских площадках часто можно услышать возбужденные крики: «Не беги так быстро – упадешь!», «Выходи оттуда – ударишь!».

Именно запугивание и такие эмоциональные, а иногда и слишком резкие предупреждения о возможной опасности со стороны родственников становятся первопричиной детских страхов.

Самое интересное, что очень часто детей пугает не то, что произошло, а чрезмерно бурная реакция на происходящее у близких ему и его родственникам.

Другие причины возникновения фобий у детей

Помимо влияния родителей, к возникновению детского страха приводят и другие причины:

    Конкретный случай, напугавший ребенка. Например, укус животного, болезненная инъекция в кабинете врача, авария на дороге или неудачное падение с велосипеда. Конечно, не у всех детей есть стойкий страх. Подозрительные, неуверенные и застенчивые дети более склонны к фобиям. Все маленькие мечтатели мастерски умеют придумывать монстров в шкафу или под кроватью, привидений, привидений и других разнообразных монстров. Однако некоторые дети через время не вспомнят об ужасном изобретении, а некоторые заплачут и начнут паниковать из-за боязни остаться одни. Эмоционально нестабильная ситуация в семье. Постоянные скандалы, ссоры, крики и непонимание среди членов семьи, а также чрезмерная опека или отсутствие психологической поддержки негативно сказываются на состоянии ребенка, заставляя его испытывать стойкое чувство тревоги, которое в будущем может перерасти в страх детей. Если ребенка часто унижают, оскорбляют и смеются в детском саду или школе, у него может развиться социальная фобия. Он категорически откажется идти в класс или группу. Необычные для их возраста или переходящие в патологию страхи у детей – это неврозы (рекомендуется к прочтению: симптомы и лечение неврозов у ​​детей). Только врачи могут диагностировать и лечить такие серьезные недуги.

Разновидности детских страхов

В настоящее время существует четыре основных типа фобий у дошкольников в возрасте от 6 до 8 лет и старше. Большинство специалистов в этой области придерживаются классификации детских страхов по определенным характеристикам:

предмет страха; продолжительность и интенсивность; особенности течения детского страха; причины, спровоцировавшие возникновение.

Навязчивые и бредовые страхи

Навязчивые страхи напрямую связаны с обстоятельствами, которые привели к их возникновению, то есть страхи у этих детей возникают в абсолютно определенных случаях. Например, акрофобия – боязнь высоты или клаустрофобия – боязнь замкнутых пространств.

Появление бредового страха у ребенка довольно сложно объяснить, а тем более выяснить, почему возникло такое расстройство. Среди бредовых страхов можно найти страх носить определенную обувь, открывать зонтик или даже играть с определенной игрушкой.

Однако родителям, чей ребенок столкнулся с проблемой бредового страха, не стоит сразу паниковать. Бывает, что источник детского страха лежит на поверхности. Например, ребенок может ужасно бояться носить куртку, потому что однажды он случайно защемил кожу, когда застегивал молнию.

Боязнь высоты или открытого космоса также относится к бредовым страхам. Однако такие фобии вполне могут перейти с ребенком во взрослую жизнь

Сверхценные и ночные страхи у детей

Самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста – это переоцененные страхи. Почти в 90% случаев из 100 именно они беспокоят ребенка.

Чаще всего дети дошкольного и школьного возраста боятся темноты, одиночества, смерти, персонажей и животных из сказок (подробнее в статье: Что делать, если ребенок боится темноты?).

Дети абсолютно уверены в том, что их опасения оправданы, искренне веря, что страшное чудовище прячется в темном месте или что оставаться одному без родителей небезопасно. Постепенно подобные убеждения начинают доминировать в умах крох и приобретают статус переоцененной идеи.

Ночные страхи получили свое название от того факта, что состояния страха у ребенка возникают ночью во время сна. Около 2-3% детей страдают кошмарами. Такие ночные состояния сопровождаются метанием, криком, стоном и плачем.

Иногда во сне ребенок может разговаривать, например, просить не трогать, отпускать или что-то забирать. Чаще ребенок зовет к себе маму, но при этом не узнает ее. Через несколько минут малыш успокоится и продолжит спать, а утром даже не вспомнит о ночном происшествии.

В редких случаях на фоне ночных страхов у ребенка наблюдается лунатизм. Сказочные монстры или существа, которые «навещают» ребенка ночью или в своих фантазиях, абсолютно реальны для детского разума

Возрастные особенности фобий у ребенка

Действительно, страх в детстве – неотъемлемая и естественная часть роста. В определенном возрасте наличие определенных фобий является нормой: таким образом ребенок готовится к встрече с реальным миром. Ниже представлена ​​таблица, в которой детские страхи распределяются по возрасту ребенка.

Возрастной диапазон проявления детского страха:

Возраст ребенка Что пугает детей
0-6 месяцев громкие звуки, такие как падающий стул, резкие движения, отсутствие мамы или резкие перепады настроения
7 месяцев – 1 год непрерывные громкие звуки, например, работа блендера или гудение пылесоса, посторонние люди, необычные ситуации или изменение обычной обстановки
1-2 года травмировать себя, так как в этом возрасте ребенок осваивает новую мелкую моторику, долгая разлука с мамой или папой (детсад лучше отложить)
2-3 года отчуждение с близкими эмоциональными родственниками, кошмары, природные явления – такие как грозы, гром и молния
3-5 лет собственная или родительская смерть, в результате которой дети начинают бояться всего, что может вам принести: болезней, пожаров, несчастных случаев, змеиных укусов
5-7 лет сказочные персонажи и вымышленные монстры, что приводит к тому, что ребенок старается не оставаться совсем один; школьные фобии, связанные с поступлением в первый класс
7-8 лет опоздание в класс, невыполнение домашних заданий, плохая оценка или выговор, неприятие сверстников, темные места, подвалы и чердаки, бедствия
8-11 лет академические и спортивные неудачи, преступники, наркоманы, пьяницы, физическое насилие, серьезные заболевания
11-13 лет способность выглядеть неудачником, уродливым или глупым в глазах других, особенно среди друзей и сверстников, сексуальное насилие

Диагностика страхов у детей

Прежде чем заняться лечением фобий у детей, их необходимо правильно диагностировать.

Когда дети еще очень маленькие, они не могут точно описать и объяснить, что именно их беспокоит. Это основная сложность психологической диагностики детских страхов. Для качественной диагностики используются обычные детские занятия:

    Рисование. Это могут быть рисунки на заданную тематику или абсолютно произвольные. Анализируя полученные изображения, специалисты обращают внимание на расположение элементов, четкость линий, штриховку и цвета, которые использовал ребенок при рисовании. Ребенка постарше уже можно попросить изобразить пережитый страх, придумав сказку. Когда тебе исполнится пять лет, ты можешь предложить придумать сказку о любимом герое или о твоем конце истории, прерванной в самом жутком месте. Конфиденциальный разговор актуален для ребенка старше 4 лет. Узнайте, боится ли ребенок предметов, явлений, смерти, людей, конкретных персонажей из сказки или ему снятся кошмары. Во время разговора не сосредотачивайтесь на моментах, волнующих ребенка, пусть разговор проходит в спокойной обстановке. Не забывайте морально поддерживать и позитивно настраивать своего ребенка.

Рисунки успешно используются для диагностики психического состояния ребенка. По сочетанию цветов, расположению элементов и их размерам специалист легко узнает, что беспокоит ребенка

Как помочь ребенку избавиться от страха

После выявления и диагностики детского страха начинается этап лечения и коррекции с помощью специалистов. В современной психологии существует множество подходов и методов борьбы с детскими страхами.

Их можно применять отдельно, последовательно или одновременно. Важным аспектом любой терапии и коррекции является соответствие желанию ребенка.

Если ваш малыш не любит рисовать, не давите слишком сильно, не говоря уже о силе.

Сказкотерапия и игротерапия

Читая с ребенком сказки, вы способствуете его познанию устройства мира и помогаете ему понять свои чувства. Выбор сказки напрямую зависит от характера проблемы.

Читайте также: Как перевоспитать избалованного ребенка?

Постарайтесь прочитать и представить все так, чтобы на протяжении всей истории ребенок чувствовал себя сильным и смелым. Для сказочной терапии идеально подходят сказки Носова, Драгунского и Андерсона.

Также не исключена возможность написания родителями собственного увлекательного рассказа.

Идеальный способ преодолеть фобию – поиграть с ситуацией или обстоятельством, травмирующим детскую психику. В игровой форме дети более расслаблены, а детские страхи менее выражены, и с ними легче справиться. Помимо избавления от страха, различные инсценировки и драматические игры способны преодолеть изоляцию, застенчивость и незащищенность.

Слушая сказку, ребенок отождествляет себя с персонажем и переживает его состояния, его эмоции. Важно подобрать такие рассказы, которые помогут ребенку быть смельчаком и героем

Изотерапия и песочная терапия

Этот метод зарождается на этапе диагностики, только сейчас ребенок рисует свой страх, а специалист делает свой анализ. Есть два отличных способа завершить сеанс изотерапии:

    Сделайте изображенное чудовище или злодея забавным. Например, чтобы добавить бабе Яге нелепую шляпу или подарить воздушные шары кровожадному Бармалею, сожгите рисунок, объяснив ребенку, что вместе с рисунком уничтожается страх.

Использование песка для покраски имеет ряд преимуществ перед обычной покраской:

также подходит для детей до 7 лет; в процессе песочной терапии ребенок все более эффективно открывается собственным переживаниям и страхам (см также: как проводится песочная терапия для дошкольников?); Кроме того, при работе с песком у малыша улучшается память и мелкая моторика, а также снимается внутреннее напряжение.

Рисование на песке – это очень глубокая терапия, которая помогает ребенку лучше понять свои чувства, а также развивает его моторику, успокаивает

Рекомендации для родителей

В первую очередь, родители должны знать, чего нельзя делать ни в коем случае:

    Наказать ребенка, если он чего-то боится; смейтесь над ребенком и обвиняйте его в притворстве или глупости; он особенно создает вызывающие страх условия для его преодоления. Например, если ребенок боится собак, заставляйте его гладить их. Если возможно, прекратите смотреть фильмы ужасов или постоянно читать страшные истории.

Что должны делать родители, чтобы избавить своего ребенка от детских страхов? Вам могут пригодиться следующие советы:

    Иногда нужно просто послушать малыша и попытаться понять его чувства. Рассказывая вам о своих переживаниях, ребенок не только выбросит накопившиеся эмоции, но и даст вам возможность понять, в чем причины его страха. Главное не переборщить, спросив ребенка, чего и почему он боится – это только усугубит ситуацию. Следует избегать прямых вопросов, если ребенок не хочет оставаться в одиночестве. Лучший вариант – занять наблюдательную позицию и задавать только важные вопросы. Убедитесь, что вы говорите то, что любите, и всегда защищайте малыша, если это необходимо. Также будет полезно найти дополнительных защитников в виде одеяла, факела или фигурки любимого героя. Постарайтесь объяснить истинное происхождение и суть явления или предмета, вызывающего у ребенка страх. Смотрите вместе хорошие мультики и читайте книги. Например, замечательный мультфильм «Енотик» покажет ребенку, что многие страшные монстры на самом деле оказываются фантастикой. Нарисуйте страх на бумаге и вместе придумайте способ его уничтожить.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/detskie-strahi.html

Консультация психолога для родителей: «Детские страхи: причины и последствия»

Эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего характера и включает переживание любой реальной или воображаемой опасности.

Несмотря на общий негативный оттенок, страх играет важную роль в душевной жизни ребенка:

Страх – это своеобразное средство познания окружающей действительности, которое ведет к более критическому и избирательному отношению к ней и, следовательно, может играть определенную дидактическую роль в процессе формирования личности; Как реакция на угрозу страх позволяет предотвратить столкновение с ней, играя адаптивную защитную роль в системе психической саморегуляции.

Причинами страха могут быть события, условия и ситуации, которые являются началом опасности. Страх может иметь в качестве субъекта человека или предмет, который иногда не ассоциируется с ним и считается бесполезным. Это может быть вызвано страданием, если между этими чувствами в детстве сложились связи.

Возрастные страхи, то есть страхи, характерные для определенного возрастного периода, отражают исторический путь развития самосознания человека. Сначала ребенок боится остаться один, без поддержки близких, чужих, незнакомых людей. В период от 2 до 3 лет ребенок боится боли, высоты, гигантских животных. Спустя 3 года он боится темных и воображаемых существ.

Боязнь темноты со временем совпадает с развитием воображения ребенка. Иногда ребенок не может отделить реальность от вымысла, охваченный страхом перед Бабой Ягой и Кощеем как символами зла и жестокости. С 6-7 лет дети могут опасаться пожара, пожара, бедствий. Исследователи считают, что наиболее распространенным страхом после 7 лет является страх смерти: дети сами боятся умереть или потерять родителей.

Эти детские страхи довольно распространены. Их источник – окружающие ребенка взрослые, которые невольно «заражают» ребенка страхом, слишком настойчиво, решительно указывающие на наличие опасности.

В результате ребенок воспринимает только вторую часть предложений: «Не ходи – упадешь», «Не поймаешь – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку еще не ясно, что ему угрожает, но он уже распознает сигнал тревоги и испытывает страх.

В проблеме предотвращения детских страхов важны следующие моменты:

Детей ни в коем случае не следует пугать – ни дядю, ни волк, ни лес – в попытке приучить его к послушанию. Ребенка, исходя из его умственного развития, следует предупреждать о реальной опасности, но никогда не запугивать сфабрикованными столкновениями. Взрослые никогда не должны стыдить ребенка за страх, который он испытывает. Подшучивать над детским страхом можно жестоко: никогда нельзя оставлять ребенка одного в незнакомой обстановке, в ситуации, когда возможны различные сюрпризы.

Эффективные методы и приемы предупреждения и преодоления детских страхов:

    Повышение общего уровня эмоциональных переживаний ребенка (достижение комфорта в общении, ожидание новой игры, максимальное развертывание критериев оценки и похвалы). В то же время в детском коллективе большое внимание уделяется климату принятия, безопасности, чтобы ребенок чувствовал себя оцененным, несмотря на страх успеха инсценированных игр, в которых дети используют марионеток, чтобы изобразить ситуацию, связанную со страхом. В этой работе карикатурно изображены ситуации и объекты страха. Эмоциональное переключение, «эмоциональные качели» (ребенку предлагают изобразить храброго и труса, доброго и злого и т.д. Сказочная терапия (в игре ребенок становится отважным героем сказки или мультфильма, дает герою очень понравилась роль защитника).

Чего боятся наши дети:

    Это зависит от возраста ребенка. В год дети боятся окружения, посторонних, удаленности от матери. От 1 до 3 лет – темноты, ребенок боится одиночества, есть и другие страхи. От 3 до 5 лет дети боятся одиночества, темноты, замкнутого пространства, сказочных персонажей (как правило, в этом возрасте они ассоциируются с реальными людьми). С 5 до 7 лет преобладают страхи, связанные со стихией: огонь, глубина и т.д., страх родительского наказания, животных, страх кошмаров, потери родителей, страх заразиться какой-либо болезнью.

Советы родителям по снижению уровня страхов или тревоги у детей:

Помните, что детские страхи – серьезная проблема и не должны восприниматься только как «возрастные» трудности. Без иронии, ребенок поймет, что защиты не от кого и в итоге отключится. Направляйте и контролируйте просмотр детских мультфильмов, старайтесь заставить детей смотреть передачи с положительными героями, ориентированными на добро, тепло Стремитесь к тому, чтобы в семье царила спокойная и дружеская атмосфера, избегайте ссор, конфликтов, особенно в присутствии детей не пугайте ребенка: «Не уснешь – позову волка» и тому подобное. Больше поощрять, хвалить, одобрять и морально поддерживать ребенка. Нарисуйте с ребенком страх и все, чего боится ребенок. Этот метод предполагает наличие у родителей неистового воображения.

Если ваш ребенок боится, например, грозы, попробуйте придумать (обязательно страшную) историю из детства, в которой вы сами испугались грозы, а потом остановились. Пусть ваш сын или дочь посмеются над вами.

Ведь при этом они смеются над своим страхом, а это значит, что они почти победили его. Ребенку важно понять: «У мамы или папы были такие же страхи, а потом они прошли, значит, у меня тоже пройдет».

Играйте роли. Ролевые игры хороши тем, что позволяют имитировать практически все ситуации, вызывающие у ребенка тревогу, и незаметно разрешать их в игре, формируя в сознании ребенка переживание преодоления своего страха.

Несколько игр и упражнений на преодоление страха и повышение уверенности в себе:

«Колебание»

Вовлечены и ребенок, и взрослый. Малыш садится в позу эмбриона, приподнимает колени и наклоняет к ним голову. Прижать ступни к полу, руками сжать колени, закрыть глаза. Взрослый встает позади ребенка, кладет руки на плечи сидящего и медленно убаюкивает его. Это займет 2-3 минуты.

«Художники-натуралисты»

Большой лист белой бумаги, старые обои, наклеены на газету. Таблички с цветами перед участниками. Позвольте себе и своему ребенку рисовать пальцами, кулаками, ладонями, локтями, ножками, носками. Фактура рисунка может быть разной: «Падают листья», «Следы невидимых животных», «Сказочная страна» и так далее

“Дизайнер»

Тюбики для помады (старые). Каждый участник может подойти к любому участнику и «раскрасить» ему лицо, руки, ноги.

«Жмурки»

Водителю с завязанными глазами – остальные издают звуки: «ку-ку», «ля-ля», «а вот и я». После захвата участника ведущий угадает, кто он, не снимая повязки.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку