Top.Mail.Ru

Почему детям так важно играть?

Дети

Каждый родитель хочет, чтобы его дети росли хорошо. Иногда кажется, что детские игры — это пустое развлечение, и лучше было бы заменить их чем-то более полезным. Однако для ребенка игра — это главный способ взаимодействия с миром, овладения новыми знаниями и навыками.

Хотя игры часто кажутся взрослым слишком простыми или однообразными, они играют важную роль в развитии ребенка. Если мы, взрослые, в достаточной мере вовлечены в реальную жизнь, тогда детям нужна особая реальность, которую можно создать вокруг них. В игре формируется своеобразная модель мира, переработанная с учетом потребностей и способностей ребенка. И хотя эта модель похожа на сказку, она отражает реальный мир и помогает его освоить.

Для ребенка любая игра так же продуктивна, как для взрослого — работа. И если результатом работы взрослых является произведенный «продукт», то для ребенка результатом игры становится новое познание мира (например, «мяч отскакивает от пола», «машина едет на мокром полу ») и лучшее понимание того, как устроен мир вокруг него. Взаимодействуя с другими детьми во время игры, ребенок развивает свой собственный стиль поведения и общения. Короче говоря, игра имеет решающее значение для развития, потому что это способ взаимодействия ребенка с миром.

Игра начинается с общения

Приглашение к общению, которое позже станет основой игры, исходит от взрослого в раннем возрасте. Например, ответьте улыбкой на улыбку. Для этого ребенок должен научиться управлять своими мышцами и изменить выражение лица — для него это серьезная работа. Улыбаясь в ответ или повторяя «ага» за взрослым, ребенок не только играет и общается, но и учится повторять за взрослым, подражая ему.

Коммуникативные навыки постоянно улучшаются, способы взаимодействия усложняются. Есть «вкусности», а потом, в 3-4 месяца, вы играете «сорокой вороной», в которой участвует не только раскрытая ладонь, но и пальцы. В возрасте 5-6 месяцев появляется игра «кукушка» — она ​​всегда радует ребенка, который только обнаруживает, что окружающие предметы и люди продолжают существовать даже после того, как исчезли из его поля зрения.

В чем смысл любимой игрушки?

Почему детям так важно играть?

Примерно к девяти месяцам у малыша формируется образ матери; когда он уходит, возникает беспокойство. С помощью мягких игрушек научитесь справляться с этим чувством. Поначалу они играют роль переходного объекта — вроде не мамы, но можно обниматься, обниматься, и тревога уходит. Ребенок начинает везде брать с собой мягкую игрушку, и это не более чем его первые шаги к самостоятельной жизни.

Ближе к концу первого — началу второго года жизни происходит важное изменение: ребенок начинает ходить. Теперь его возможности намного шире, и он проявляет гораздо больше инициативы. Игра «кукушка» заменена на новую: в прятки. Со стороны взрослым кажется: как можно всегда играть в одну и ту же игру? Но для ребенка это не одно и то же: играя в разные сценарии исчезновения и повторного появления, ребенок каждый раз выходит с новыми версиями игры и исследует новые места.

Предметные игры — первый шаг в изучении мира

В 1-3 года ребенок в основном играет в предметные игры. Работая с предметами, дети практически изучают их свойства и учатся выполнять с ними осмысленные действия: собирать и разбирать игрушки, строить турель из кубиков, вращать, собирать, врезать один предмет в другой. В ходе такой игры важную роль играет речь взрослого. Когда он сопровождает игру ребенка словами — обозначает различные действия, называет качества предметов — это, с одной стороны, увеличивает словарный запас ребенка, развивает его речь. С другой стороны, комментарии взрослого способствуют развитию одних и тех же действий, связанных с предметом, например, сортировки предметов по той или иной характеристике (форме, размеру, цвету). С помощью осязания и зрения ребенок начинает изучать свойства предметов, их разнообразие: твердые или мягкие, тяжелые или легкие.

Действия с предметами привлекают внимание, решительность, концентрацию, способность делать одно дело, не отвлекаясь на другие. Большое значение для развития имеют игры с использованием оружия. Например, забить втулку молотком, поймать сачком рыбу в воде — словом, все игры, в которых действия с одним предметом совершаются с помощью другого.

Ролевые игры и их значение

Следующий важный шаг в развитии — это умение играть самостоятельно, выбирая для себя ту или иную роль.

Говоря о детских играх, мы очень часто имеем в виду ролевые игры: в магазин, в парикмахерскую, дочерям-мамам, врачам и т.д. Период их «расцвета» наступает позже, в 4-5 лет, когда словарный запас ребенка расширяется, формируются различные ситуации и жизненные занятия.

понятно, почему мальчик так настойчиво просит поиграть с ним: ему нужны другие люди, чтобы разыграть сюжет. Ролевая игра позволяет ребенку расширить свои навыки и пойти дальше. А также — испытать на себе роль взрослого и взрослую ситуацию, а затем вернуться в безопасное место «здесь и сейчас». С помощью таких игр ребенок на новом уровне развития отрабатывает ситуацию разлуки с матерью, закладывая основы своей индивидуальности.

Примерно в этом же возрасте появляются символические игры (всем известное «А у нас будет это…»). Так куст легко превратится в дом, а стул — в автобус. В таких играх ребенок постепенно учится воспринимать символы отдельно от реальных предметов и оперировать ими.

Не стоит ограничивать фантазию детей словами «Но этого не бывает» — ребенок еще успеет научиться отделять реальность от вымысла, но именно в таких играх развито воображение и творческий подход к решению проблемы развиваются.

Свободная игра

Свободная (или неструктурированная) игра, пожалуй, лучший вид игры для маленьких детей. Такие игры не планируются заранее, они просто происходят «сами по себе» в зависимости от того, что ребенку интересно в данный момент. В таких играх нет целей и правил, нет победителей и проигравших, но они позволяют ребенку в полной мере задействовать фантазию и тренироваться в удобном для него темпе.

Свободной игрой может быть любое творческое занятие, которым ребенок занимается в одиночку или вместе с другими людьми. Примеры включают рисование без текстуры, лепку и любое другое творчество, строительство домов из коробок или одеял, исследование новых игровых пространств (туалетов, дворов, парков, детских площадок).

Родители не должны участвовать в бесплатных играх ребенка. Главное — не мешать вашим правилам и целям, а дать ребенку полную свободу, ограниченную только правилами безопасности. Иногда все, что вам нужно сделать, это «подтолкнуть» ребенка в правильном направлении: к игрушкам на полу или к столу с бумагой и карандашами.

Почему игровой мир имеет такую ценность

В игре ребенок может спокойно «прожить» сложные ситуации (например, «Я был забыт», «Я потерялся») и найти способы их решения — ведь не сам ребенок заблудился в игра, но сказочная лошадь. Он также может интерпретировать не относящиеся к жизни истории, которые вызывают у него беспокойство. Такая игра часто состоит из темы с вариациями. Он повторяет общий сценарий, но может развиваться по-разному: «Я заблудился, но меня нашли», «Заблудился и стал жить один на новом месте». Так у ребенка вырабатываются методы решения жизненных проблем: во время игры он переживает различные ситуации, как музыкант перед выступлением.

Уважать детские игры и участвовать в них

Роль взрослого в игре — поддерживать и ободрять ребенка. Это помогает ребенку понять, что его мнение ценно, а его идеи и фантазии заслуживают уважения. Но взрослый не должен настаивать на своем «правильном» сценарии игры. Реакцией ребенка может быть протест, потеря интереса, отказ от совместной игры и даже истерия. Иногда дети, принимая на словах условия взрослого, на самом деле испытывают тревогу и чувство беспомощности: ведь в игре для ребенка важно чувство контроля над ситуацией, а здесь он этого чувства лишен.

Если взрослые избегают игр или им трудно играть, ребенок становится скованным, сбитым с толку и может даже подумать, что он делает что-то не так и не может играть. Ребенок также может чувствовать себя одиноким, и в конечном итоге все это приводит к снижению его самооценки.

Кроме того, когда мы отказываемся играть вместе, мы упускаем возможность создать эмоциональную связь с ребенком. Совместные игры лучше всего подходят для того, чтобы научить взрослых понимать своих детей и находить с ними общий язык.

Уметь необязательно

Совместные игры могут быть разными в зависимости от особенностей ребенка: одна быстро обрабатывает информацию, другая требует времени. Взрослым важно понимать потребности ребенка и адаптироваться к ним, предлагая, но не навязывая свои возможности. Пусть ваш ребенок снова научит вас играть.

Взрослые часто говорят, что не умеют играть: это занятие не для них, они вообще ничего не будут делать, так как все равно не добиваются успеха так, как задумал ребенок.

Хорошая новость в том, что родителям не обязательно превращаться в детей в игре. Можно честно сказать, что что-то сделать нельзя — вы признаете, что готовы собрать конструктор или пазл, но играть в куклы вам не очень интересно. Попробуйте найти занятия, которые подходят вам обоим.

важно поддерживать в ребенке желание играть. Прежде всего — не обесценивать это желание словами типа «Игра — ерунда, давай лучше научимся или пойдем гулять». Важно выделить время для игр, когда никто не отвлекает ребенка, не зовет его на срочный обед или не зовет сделать что-нибудь «серьезное». Имейте в виду, что азартные игры — это очень серьезно.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку