Top.Mail.Ru

Не хочу проигрывать: как научить ребенка переживать неудачи

Дети

Не проигрывает только тот, кто ничего не делает. На протяжении жизни каждый человек сталкивается с неудачами и поражениями. Первый негативный опыт ребенок получает в младенчестве, когда он чего-то хочет, но не может этого сделать. Например, он хочет нанизать жемчужину на нитку, но не может. Или он увлеченно собирает башню из кубиков, но одно неосторожное движение — и все рушится. Почему бы не проиграть? И ребенок реагирует на это соответственно: плачет, злится и разбрасывает кубики.

Для малышей и младших дошкольников такие реакции совершенно нормальны. Но иногда дети постарше ведут себя подобным образом. Почему это происходит?

1. Пример родителей. Если мы сами занимаемся самобичеванием по какой-то причине и очень расстраиваемся, то ребенок понимает, что неудачи и потери — это что-то ужасное. Они перенимают эту модель поведения и также очень переживают поражение.

2. Завышенные требования. Иногда родители сами провоцируют страх проигрыша, говоря ребенку, что нужно просто учиться на пятерки, всегда побеждать и быть во всем первым – другого выхода нет. Но такой подход не мотивирует вас совершенствоваться — он учит избегать ошибок и заранее их бояться. И ребенок начинает подозревать, что его любят только за его достижения. А потеря автоматически означает, что он не оправдал ожиданий и не достоин любви.

3. Чрезмерная защита. Подсознательное желание многих родителей – максимально оградить своего ребенка от негативных эмоций. Они играют с ребенком, чтобы он радовался победе, помогают ему с мелочью и оберегают даже в тех случаях, когда он может за себя постоять. Но рано или поздно ребенок понимает, что он не король мира. И чем позже он сталкивается с неудачей, тем болезненнее реакция.

4. Неуверенность в себе. Когда ребенок не уверен в своих силах, кажется, что его усилия не приводят к желаемым результатам. Он не понимает, зачем что-то делать, если он все равно не может победить или добиться успеха.

5. Черты характера. Если ребенка легко «завести», он будет так же бурно реагировать на потерю или неудачу, как и на все остальное. Такие дети бросаются в драку за каждое неосторожное слово, много плачут, когда расстроены, и волнуются от того, что им нравится. Какова бы ни была причина фрустрации, результат один: ребенок не умеет проигрывать.

В чем причина неумения проигрывать?

Когда ребенок (а потом и взрослый) не умеет проигрывать, его жизнь становится неполной. Ему не даются необходимые навыки для преодоления неудач и движения вперед. Возможные последствия:

  • Неадекватное отношение к себе. Возможна как переоценка, так и недооценка. Ребенок не может адекватно использовать свои ресурсы и двигаться к победе.
  • Передача ответственности. Ребенок не может взять на себя ответственность за поражение и ищет виновных в проигрыше. Это не он плохо написал контрольную, а учитель придирается к нему.
  • Избегайте неприятностей. Ребенок считает, что все равно проиграет, поэтому лучше вообще ничего не делать. Он плывет по течению в надежде, что сама жизнь приведет его в нужное место.
  • Неумение общаться. Здесь возможны два варианта: либо ребенок заранее следует правилам и старается делать то, что от него просят, либо он сам становится агрессором и давит на другого, чтобы получить желаемое.
  • Высокий уровень стресса. Проигрыш сам по себе является стрессом. Если мы не можем смириться с поражением и боимся проиграть, уровень стресса повышается.

Мы не можем защитить ребенка от всех потерь и разочарований. Наша главная задача – научить сына или дочь проигрывать и искать в поражениях положительные стороны.

Как пережить неудачу и превратить ее в успех?

Всего несколько приемов помогут ребенку пережить неудачу. Это очень простые, но эффективные шаги. Некоторые из них помогут и взрослым.

1. Понять себя и свои чувства. Ребенка необходимо научить понимать себя и свои чувства. Во-первых, помогите ребенку взять себя в руки. Дайте ему время погоревать и оплакать поражение, а потом расскажите о том, что он чувствует. Попробуйте вместе найти причину, почему он расстроен. Иногда такой анализ может дать неожиданные результаты. Например, вам может казаться, что вы совершенно не давите на ребенка и не ставите перед ним планку, но для него ситуация будет прямо противоположной. Чем больше вы говорите, тем легче найти причину и устранить ее.

2. Развивайте позитивное мышление. Это не означает, что мы не должны думать о проигрыше. Нужно просто понять, какие в нем есть положительные стороны. Например, когда мы проигрываем в настольную игру, мы учимся использовать разные стратегии и ищем способы победить других. А также понимать, что не все и не всегда зависит от нас самих — что-то определяется удачей и добытыми фишками.

3. Найдите возможности для роста. Неудача говорит о том, что мы недостаточно компетентны, чтобы добиться успеха. Но это также означает, что у нас есть возможности расти и совершенствовать свои навыки. Проанализируйте ошибку и подумайте вместе с ребенком, что он может сделать, чтобы в следующий раз получилось.

4. Научитесь брать на себя ответственность. Когда ребенок маленький и с ним возникают проблемы, он перекладывает ответственность за эту ситуацию на внешние обстоятельства. Многие продолжают эту привычку и во взрослой жизни. Например, мы говорим, что в опозданиях виноваты не мы, а пробки. После нас дети говорят, что виновата соседка или учительница, что не записали домашнее задание. Но в любой ситуации это наша вина. Попробуйте проанализировать: что вы сделали не так, и почему вы получили такой результат? Может быть, сосед по парте и учитель не имеют к этому абсолютно никакого отношения.

5. Выбирайте достижимые результаты. Мы устанавливаем стандарт и постоянно сравниваем ребенка с другими, чтобы добавить ему мотивации. Но на самом деле эти методы не работают. Вместо того, чтобы мотивировать и поощрять ребенка к совершенствованию, мы заставляем его участвовать в соревнованиях, из которых он не всегда может выйти победителем. Лучше ориентироваться не на других, а на собственные достижения. Во-первых, не так уж «зазорно» проигрывать самому себе. Во-вторых, когда мы устанавливаем стандарт, основанный на достижениях и опыте конкретного ребенка, мы выбираем наиболее достижимые цели. Например, если ребенок учится на тройки и четверки, мы не можем сразу сделать его отличником. Лучше думать о том, как закончить четверть без троек, а потом думать о пятерках.

6. Хвалите правильно. Слишком часто мы воспринимаем достижения наших детей как должное и не хвалим их за успехи в школе или отличный проект. Но оценка является результатом его усилий. Не забывайте отмечать достижения и старания вашего ребенка.

Не забывайте, что вы являетесь примером и вдохновением для ребенка. Будьте для него положительным примером. А сын или дочь так же, как и вы, в любой ситуации будут искать конструктив.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку