Top.Mail.Ru

Конфликт с учителем, что делать?

Дети

Не за горами профессиональный праздник всех учителей — День учителя. В этот день тысячи школьников подарят учителям цветы и скажут слова благодарности за их нелегкий труд.

Однако не все дети гладко общаются с учителями. Иногда это переходит в открытую драку.

Мы поговорили с Александром Загоновым, соучредителем Учебно-консультационного центра «12 коллегий», психологом, выпускником кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности психологического факультета СПбГУ.

— Александр, давайте представим, что мой сын жалуется на конфликт с учителем. Учитель недооценивает или даже оскорбляет ребенка. Что делать родителю в такой ситуации? Сразу пойти поругаться с режиссером?

Если вы столкнулись с подобной ситуацией, не спешите с выводами и сразу же ищите виновных. В конце концов, на самом деле нет двух вариантов, а гораздо больше. Возможно, ваш ребенок не намеренно искажает существующие отношения с учителем, а в силу своего восприятия и характера. Возможно, учитель непрофессионален или некомпетентен, или, возможно, у него есть причина, по которой его грубо «вели». Также возможно, что у конфликта есть какая-то подоплека, выходящая за рамки уроков.

Первая задача родителя — собрать как можно больше информации, желательно выслушать разные мнения: ребенка, учителя, одноклассников, других учителей и родителей. Что касается идеи «немедленно поссориться с директором», сначала ответьте на вопрос: «Зачем вы собираетесь это делать? Какова ваша цель?» Если вы рассчитываете «примирить» ребенка с учителем, включение вашей фигуры в конфликт вам не поможет.

Скорее всего, такое поведение приведет к эскалации конфликта, и теперь будет задействована вся школа в лице директора школы, и вы тоже окажетесь в конфликте и не сможете выступить в роли посредника-посредника между сторонами. Образно говоря, это декларация «гонки вооружений». Кроме того, вы не сможете определить, какой позиции будет придерживаться директор, поддержит ли он вас или настроите ли вы школу против своего ребенка.

Начать стоит с максимально подробного обсуждения ситуации с ребенком, не стоит проводить допрос, вызывающий привыкание. Проявляйте интерес и не переживайте слишком сильно — это заразно.

Спросите своего ребенка, как он думает, что ему нужна помощь, или планирует ли он сделать это в одиночку. Если нужно, то предложите встретиться с учителем (желательно вместе с ребенком), если он хочет все решить сам, обсудите свои дальнейшие шаги, посоветуйте ему, что делать, в любом случае поддержите и подбодрите. При встрече с учителем постарайтесь быть как можно более нейтральным. Помните, что ваша цель — получить больше информации, а не защитить ребенка или «раздавить» учителя.

— Представим, что я прояснил ситуацию и понял, что мой сын «стирает» свои плохие оценки и свое поведение на «плохом» характере учителя. Что делать сейчас?

— Если вы однозначно уверены, то действовать нужно, конечно, через ребенка. Нападать или ругать его не стоит, это неприятно и не добавляет желания совершенствоваться. Лучше всего вести разговор намеренно, сказать, что вы знаете проблему, указать, что вы беспокоитесь и хотите помочь.

Вы можете построить разговор примерно по следующему плану:

  • Спасибо за разговор и слова поддержки.
  • Предложение по поиску конструктивного выхода («Как вы думаете, что может улучшить ваши отношения?»),
  • Обсуждение самой ситуации («Я знаю…», «Как вы думаете?»),
  • Ищите всевозможные варианты, предлагайте свою помощь,
  • Убедившись, что конкретные соглашения, которые изменят его поведение,
  • Обсуждение эмоций («Я волнуюсь…», «Как вы к этому относитесь?»),
  • Обсуждение извинений ребенка («Учитель меня бьет…», послушайте),

— Как себя вести, если возникает обратная ситуация: ребенок старается, хорошо учится, а учитель почему-то слишком требователен к нему?

— Помимо того, что важно дать учителю говорить и жаловаться, нужно постараться понять, что конкретно ей не подходит и вызывает такую ​​резкую негативную эмоциональную реакцию. Вы должны понять, каковы его мотивы. Вы хотите, чтобы ребенок делал уроки, а не отвлекался, не жульничал, не сплетничал или что-то еще? Спросите ее прямо, что и как должно измениться поведение ребенка. Не лишним будет задать вопрос по контролю за сериалом: «Я понял, что если он во время урока не сядет на телефон (или по какой-либо другой причине), то негатива с вашей стороны иссякнет?»

— Как вы думаете, в чем могут быть причины неприязни учителя к ученику?

— Причины могут быть совершенно разными. Возможно, ребенок напоминает учителю кого-то, кто заставляет ее так себя чувствовать. В психологии это явление называется переносом и подробно изучено. Часто бывает, что людям не очень нравится в других то, что им трудно принять в себе. Возможно, ребенок делает что-то, что давит на «болевую точку» учителя, актуализирует какие-то неприятные переживания в его жизни. Чаще всего такие конфликты основаны на разных представлениях о нормах и правилах, о том, что законно и хорошо, а что неприемлемо и плохо. Учитель, например, может считать, что ни в коем случае нельзя спорить с учителем, что это, например, подрывает его авторитет, а ребенок может считать, что важно отстаивать свое мнение в любом случае, несмотря на последствия.

— Как вести себя, если раздражение перерастает в издевательства и издевательства?

— Если вы уверены, что ваш ребенок абсолютно не при чем, что это некая неуместная неприязнь к учителю, имеет смысл по возможности полностью исключить ситуацию общения вашего ребенка с ней. Вы можете попытаться добиться справедливости через директора и вышестоящие инстанции, вы можете рассмотреть варианты перевода ребенка в другой класс или школу. Это последнее средство, но оно может быть оправдано, если конфликт вызывает у ребенка стресс. Вы также можете научить своего ребенка психологической защите от этого стресса, предложить ему игнорировать его, не принимать на свой счет и т.д., также важно дать понять, что вы не согласны с мнением учителя, чтобы ребенок не испытал этого стресс из-за чувства вины перед вами. Покажи ему, что ты на той же стороне. Можно предложить относиться к учителю как к своеобразному симулятору, ведь в жизни ему придется встречаться с совершенно разными людьми, и не все из них будут адекватными и справедливыми.

— Допустим, мы поняли, в чем были причины, тоже все поняли. Как улучшить отношения между учителем и ребенком сейчас без последствий для ребенка?

— Необходимо понимать интересы обеих сторон и выступать в роли переводчика, донести до всех, что именно они от него хотят. Иногда бывает сложно сказать, когда вас переполняют эмоции. В конечном итоге необходимо выработать условия «перемирия», в котором и ребенок, и педагог обязуются пойти на какие-то уступки. Важно, чтобы каждый мог почувствовать, что вызывает эмоциональную реакцию другого.

— Ну, с конфликтом все понятно. А теперь представьте, что ребенок — любимец учителя. Он хвалит его и ставит хорошие оценки. У ребенка начались проблемы с одноклассниками. Что делать?

— Для сверстников нормально обращать внимание на успехи отдельных одноклассников, независимо от того, являются ли они отличниками, спортсменами или особенно ценятся представителем другого пола. Это внимание может выражаться как в уважении, так и в насмешках и всевозможных шутках. Если это не выходит за рамки, если это не превращается в издевательства, я бы посоветовал родителям не вмешиваться. Если ребенок просит о помощи и жалуется на давление со стороны одноклассников, я бы посоветовал родителю поговорить с учителем, чтобы он знал, что происходит. Если ситуация острая, вы можете обсудить ее на встрече с родителями, потому что это доказательство того, что в классе сложилась неблагоприятная атмосфера.

— Как устранить такой конфликт без последствий для ребенка?

— Один из способов решения подобных проблем — психологическая подготовка всего класса. Например, на тему тимбилдинга. Вы также можете обратиться за помощью к школьному психологу, если он у вас есть, и доверять его опыту.

Конфликт с учителем, что делать?

Загонов Александр Александрович — психолог, окончил кафедру социальной адаптации и психологической коррекции личности психологического факультета СПбГУ, соучредитель Учебно-консультационного центра «12 коллегий».

С 2007 года Александр проводит тренинги и консультации, провел более 1500 часов практической работы, является автором и ведущим 15 обучающих программ, консультирует детей и их родителей в форме индивидуальных консультаций, руководит Подростковым лагерем для подростков в Оранж, создал видеокурс «Практическая психология».

Здесь вы можете забронировать бесплатный билет в 12 тематических, психологических и городских лагерей колледжей.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку