Книги против гаджетов

Дети

Книги против гаджетов

В современную эпоху гаджетов, смартфонов и компьютерных игр многих родителей волнует вопрос: как привить ребенку любовь к чтению? Может ли книга выиграть конкуренцию с Интернетом? Или битва давно проиграна, а книги пали жертвой технического прогресса? Разобраться в проблеме нам помог Вячеслав Лучина, руководитель городского лагеря «12 коллегий», руководитель мастерской «Умение рассказывать истории» и Книжного дебатного клуба.

— Любознательность, желание познавать мир и читать книги — это врожденное качество человека, или оно прививается в течение жизни?

— Мне кажется, не совсем правильно ставить эти термины в один смысловой ряд. Желание познавать мир естественно для ребенка, он рождается с ним и познает мир с рождения. Книги появляются намного позже, и далеко не у всех детей книги становятся инструментом изучения окружающей действительности. Любовь к книгам не всегда связана со стремлением познать мир.

Полезно ли читать книги, или ценность преувеличена?

— Конечно полезно. Во-первых, книги повышают грамотность человека. Чем больше ребенок читает, тем он грамотнее. Он видит текст, понимает, как он работает, и использует эти знания в повседневной жизни. Речь идет даже не о пунктуации и орфографии, а о грамотных навыках построения словосочетаний и предложений. То, как человек говорит, тесно связано с тем, сколько он читает.

Дети часто копируют наиболее важные источники информации: телевидение, компьютерные игры. Если ребенок будет смотреть ролики с ютуба, он будет говорить как видеоблогер, если читать, то будет использовать предложения любимых героев.

Книги против гаджетов

Другим важным аспектом является способность поставить себя на место другого человека. На эту тему было проведено множество исследований, самое известное из которых — Салли-Энн. Две девушки, Салли и Энн, садятся перед зрителями. Аудитория состоит из тех, кто любит читать, и тех, кто почти никогда не читает. Энн оставляет предмет в коробке и уходит. Салли перекладывает товар из коробки в корзину. Испытуемых спрашивают, где Энн будет искать предмет, когда вернется. Респондент, умеющий поставить себя на чужое место, указывает на коробку. Респонденту, который не умеет — в корзину. По статистике, тот, кто больше читает, может поставить себя на место другого человека.

Для детей это особенно важно, так как они постоянно сталкиваются с ситуациями, когда им необходимо понять другого и ответить на сложные вопросы: почему учитель злится, почему мама недовольна, почему одноклассники не хотят с ним общаться, Итак, этот навык играет большую роль в личностном развитии, и его невозможно развить другими способами. В кино мы видим других людей и не можем поставить себя на место главного героя, а в книге чувствуем себя этим героем.

— Вы сказали, что желание познавать мир заложено в детях с рождения, но как не «убить» его в ребенке, а хотя бы трансформировать в любовь к книгам?

— Есть несколько важных аспектов. Во-первых, никогда не заставляйте ребенка. Когда мы заставляем ребенка что-то делать, мы провоцируем сопротивление, и ребенок уходит в отрицание.

Способы привить любовь к чтению сильно различаются в зависимости от возраста. Если речь идет о ребенке, который только начал читать, то самый правильный способ – это знакомство с миром книг вместе с ребенком. Возьмите вместе книги по искусству, справочники, сядьте вечером, почитайте и обсудите.

Художественные книги можно читать ребенку перед сном. И здесь есть важный момент: нельзя прекращать чтение ребенку, как только он научился сам складывать буквы. Многие родители спешат освободиться от этой семейной обязанности. Но важно продолжать чтение параллельно с собственными усилиями. В противном случае его ждет шок и непонимание, почему его любимый вечерний ритуал вдруг исчез. Это может заставить вас хотеть читать самостоятельно. Стоит остановиться, когда однажды вы войдете в комнату и увидите, что ваш сын или дочь читает, то есть он будет читать сам — книга очень интересная. Это хорошая гарантия того, что ребенок научится читать.

Со старшими мальчиками сложнее, потому что подростки более индивидуальны. Дети не читают по самым разным причинам. Чаще всего дают не те книги. Вы можете предложить ребенку вместе пойти в магазин и выбрать любую книгу, при этом не говорите, что он выбрал ерунду и не даете советов, а дайте ему принять решение. Для многих детей выбор играет большую роль. Вы также можете попробовать найти книги, связанные с его увлечениями. Например, он играет в онлайн-игру, ищет книги с такими же персонажами или миром. Вполне вероятно, что, начав с простой литературы, он постепенно перейдет к чему-то другому.

Являются ли читающие родители важным условием детской любви к книгам?

«Это не имеет значения, но это необходимо. Для ребенка важен пример. Нечитающий родитель — наглядный пример того, что читать не обязательно, а книги — очередная «фигня», которую ему пытаются навязать взрослые. Если родители постоянно приходят с работы, пялятся в телевизор или планшет, а ребенка отправляют читать, то он просто не понимает, зачем ему это делать. В этом случае чтение становится обязанностью и объектом ненависти.

Книги против гаджетов

Важно ли иметь домашнюю библиотеку?

— Спорный вопрос, так как мы живем на рубеже эпох. Теперь все книги можно скачать и приобрести в электронном виде. Это проще, экономит время и место, вам не нужно никуда идти. Тем не менее, библиотека может сыграть свою роль в развитии у ребенка интереса к чтению. Это там, вы хотите изучить его. Когда он начнет ее изучать, он сможет найти книгу для себя. Но с другой стороны, любовь к чтению можно привить и без библиотеки. Вы можете купить ему читалку, скачать кучу книг, и его знакомство не будет отличаться от традиционного. Единственное, для младшего возраста книга должна быть печатной, красивой с замечательными картинками и игрушками. Тогда ребенку будет интересно.

— Есть ли рекомендации: когда лучше учить ребенка читать?

— Чем раньше тем лучше.

Не навредит ли это ребенку?

Есть большая разница: учить или заставлять. Чем быстрее он научится, тем легче будет потом. Никого не нужно заставлять. Учил? Отлично. Продолжаем читать вместе, пока не ложимся спать, до того момента, когда ребенок скажет, что хочет читать один. Не пугайтесь ситуации, когда ребенок уже хорошо умеет, но все равно просит вас почитать. Для ребенка вечернее чтение — это отдельный процесс, ритуал, в котором его больше интересует общение с матерью и отцом, их внимание, чем сам рассказ.

— Как книга может победить в конкуренции с компьютерными играми и планшетами?

— Никогда. Это невозможно. У меня была удивительная история о мальчике, который пришел в мой дискуссионный клуб. Дети должны читать книгу к каждому уроку. Этот мальчик приходит и говорит, что ничего не читал, потому что читает с планшета. Взял этот планшет, а там столько всего интересного, что книга ему не досталась. После занятий я предложила маме отложить планшет и купить бумажную книгу. В следующий раз мальчик пришел уже с прочитанной книгой. Ему все нравилось, и он очень гордился собой.

Вывод один — нужно ограничивать ребенка в общении с электронными устройствами. В противном случае дети «прилипают». Все игры яркие, увлекательные и специально разработаны таким образом, чтобы в них хотелось увлечься. Книги победят только в одном случае: если ребенку удастся привить любовь к чтению, и он сам будет соблюдать баланс между играми и книгами. Привить любовь возможно только при наличии большого количества свободного времени, не потраченного на игры.

С какого возраста ребенка нужно ограничивать?

— В Интернете существуют различные стандарты. Насколько я помню, нельзя давать ребенку играть в игры до семи лет. После семи лет – не более 20 минут в день и около 60 минут в выходные. Через десять-двенадцать лет — еще немного. Важно понимать, что мы находимся на определенном пределе. Игр и гаджетов много, но четких научно обоснованных исследований их последствий до сих пор нет. Все исследования противоречат друг другу, и каждый родитель ищет свои пределы. На мой взгляд, в будние дни ребенок должен быть максимально ограничен, в выходные – один час в субботу и один час в воскресенье. Этого более чем достаточно.

Чем младше ребенок, тем быстрее у него развивается привязанность. Дети эмоционально истощаются в школе, но игры – это не отдых. Они не помогают выплескивать эмоции, а возбуждают еще больше.

— Если ребенок читает только занимательную «пустую» литературу, а классику брать в руки не хочет, что ему делать?

Нет ничего плохого в том, что ребенок читает только развлекательные книги. По крайней мере, он читает. Кроме того, родители часто неправильно оценивают качество детской литературы, так как применяют к ней взрослые критерии. Например, многие родители недовольны тем, что их ребенок читает «Гарри Поттера», несмотря на то, что это качественная детская литература.

Если дети «застревают» в одном рассказе, то это тоже нормально. Не стоит насильно «выгонять» его из этой истории, бросать другие книги. Вы можете постепенно подвести его к чему-то другому, поискать книги со схожей тематикой или персонажами.

Книги против гаджетов

Не ждите, что ваш ребенок будет читать классику. Она скучна и неинтересна. Если вы заставите его, у него разовьется неприятие. Он и сам когда-нибудь придет к классике, если будет читателем.

Между классикой и условной «пустой» литературой также находится большое количество литературы. Не делите все на черное и белое. Сейчас издается много книг о детях, их опыте и приключениях. Они близки и понятны ребенку – с них можно начинать познание литературы.

По материалам сайта

Оцените статью
ЖЕНСОВЕТ