Top.Mail.Ru

Как вовлечь ребенка в принятий решений?

Дети

В ходе вебинара обсуждались способы вовлечения детей и подростков в активную общественную жизнь

Минобрнауки России и Центр защиты прав и интересов детей совместно провели вебинар, участники которого обсудили опыт вовлечения детей в процесс принятия решений на разных уровнях, от повседневной школьной жизни до политики федеральной молодежи.

Дети становятся активными участниками общественной жизни

Вебинар «Расширение механизмов участия детей и подростков в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы, с учетом их взглядов на вопросы детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях» продолжил цикл мероприятий по реализации десятилетие детства.

Участвовали представители федеральных и региональных ведомств, а также общественных организаций (например, Российское движение школьников) и старшеклассники из разных регионов страны.

Они представили передовой региональный опыт и передовой опыт по вопросам, связанным с расширением механизмов учета взглядов детей и подростков, их участием в принятии различных управленческих решений.

Участники вебинара отметили, что в новой социологии детства ребенок рассматривается не только как объект обучения. Его роль становится намного шире: он формирует собственное мнение о людях и событиях, принимает решения, определяет себя в мире и пытается его изменить.

Право быть услышанным закреплено за каждым ребенком, но степень его участия в процессе принятия решений определяется его способностями в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме того, ответственность за то, чтобы ребенок имел возможность участвовать в выражении своего мнения, несут взрослые.

Как облегчить детям участие в принятии решений

Очевидно, что дети разного возраста различаются по способностям понимать релевантную информацию и выражать свое мнение. Чем младше дети, тем сложнее им понимать возможные альтернативы, выражать свои предпочтения, выражать сомнения или опасения и задавать вопросы для уточнения.

Однако это ни в коем случае не повод для исключения детей младшего возраста (а также детей и подростков с ограниченными возможностями) из процесса принятия решений. Но в то же время им часто требуется особая поддержка. Он может включать:

    упростить язык и разделить информацию на небольшие блоки;
    использование наглядных пособий;
    создать среду, упрощающую понимание информации, поддерживая комфортные и привычные условия (вплоть до выбора времени суток, когда ребенок наиболее активен);
    письменный или устный перевод (для детей-мигрантов);
    попросите детей повторить информацию или задание своими словами;
    привлечение специалистов по расширенной или семейной коммуникации для невербального общения, использования языка жестов, пиктограмм (актуально для детей с ограниченными возможностями).

Как дети могут быть услышанными

Спикеры вебинара рассказали о различных способах участия ребенка в принятии решений, в том числе, например, следующие.

Участие в совещательных группах и детских организациях

На муниципальном уровне дети могут участвовать в принятии решений через создание детских и молодежных парламентов, выяснение состояния дел в муниципалитете и использование механизмов для сбора отзывов об определенных инициативах взрослых.

Еще один важный механизм привлечения детей к социальной работе — стимулирование их участия в работе общественных детских организаций, в реализации социальных проектов, направленных на повышение благосостояния местного сообщества.

Как вовлечь ребенка в процесс принятия решений?

Участие в жизни сообщества и в исследованиях в сфере детства

Дети также могут подключиться к принятию решений на уровне местного сообщества через участие в различных социальных проектах, таких как экологические и образовательные мероприятия.

Еще одно перспективное направление — привлечение детей в качестве экспертов. Например, спикеры вебинара процитировали конкурс «Голос ребенка: дети как знатоки опыта». Это позволило увидеть различные социальные проблемы (например, жизнь воспитанников детских организаций) глазами самих детей. А затем поработайте с ними, чтобы создать новые инструменты для сбора данных и заполнить пробелы в знаниях взрослых о детстве.

Участие детей из уязвимых групп в принятии решений

В некоторых регионах Российской Федерации практикуются такие формы работы с семьями, которые оказались в сложной жизненной ситуации, например, семейные групповые конференции. Это организованные встречи членов семьи и специалистов для принятия решений и разработки плана выхода из ситуации. В таких форматах семьи взаимодействуют со службами социальной защиты, здравоохранения, представителями судебной системы и правоохранительных органов.

Все решения в конечном итоге принимаются семьей. Вы, а также ваше ближайшее окружение (родственники, друзья) берете на себя ответственность за их выполнение. Дети участвуют в таких встречах наравне со взрослыми, и одна из ключевых задач работы — прислушиваться к голосу ребенка и не оставлять его без внимания.

Участие в школьном самоуправлении

На уровне школы хорошо зарекомендовали себя различные системы самоуправления, а также механизмы сбора отзывов от учащихся. Важную роль также могут сыграть такие меры, как развитие школьных СМИ, привлечение детей в школьные комитеты по правам детей, учет их мнения при создании новых клубов и реализации школьных социальных проектов.

Другой механизм — это участие подростков-волонтеров в работе школьных согласительных служб. Это своего рода детские и взрослые команды, в которых они работают для разрешения возникающих конфликтов, а также для предотвращения правонарушений. Кроме того, службы примирения проводят с детьми обучающие курсы, в ходе которых обучают их навыкам конструктивного общения, сотрудничества и выработки согласованных решений, в том числе через опыт разрешения реальных конфликтных ситуаций.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку