Top.Mail.Ru

Как договариваться с ребенком

Дети

Спикер вебинара Марина Викторовна Быкова – аналитик Центра защиты прав и интересов детей, профессиональный тренер-медиатор, сертифицированный семейный медиатор Коллегии медиаторов Великобритании, член Национальной организации медиаторов.

Одной из основных тем вебинара стало использование технологий медиации в семейной жизни, в общении между родителями и детьми, между супругами, старшим и молодым поколениями. Марина Викторовна на примерах рассказала, как можно разрешать конфликты в семье без ссор и скандалов, используя приемы профессиональных медиаторов.

Первая и самая важная задача, стоящая перед теми, кто хочет разрешить конфликт, – это признание того, что конфликт существует. Вы должны принять это как должное и понять, что в этом нет ничего плохого.

Затем спикер рассказал о сторонах конфликта, приведя пример из животного мира: агрессивный лев и упрямый баран. Во время конфликта у взрослых также часто возникают определенные реакции – они называются базовыми стрессовыми реакциями, которые мы унаследовали от наших предков: «наезд – беги – заморозь». Это автоматические реакции, направленные на защиту человека, но иногда они играют негативную роль, поскольку предвосхищают процесс осознания своих действий.

Марина Быкова начала следующую часть онлайн-встречи с объяснения понятия «медиация». Медиация – альтернативный способ разрешения конфликта с участием нейтральной третьей стороны – посредника, который помогает сторонам спора принять взаимовыгодное решение на принципах добровольности, взаимного уважения и сотрудничества. Спикер пояснил, что есть несколько способов разрешения конфликта. Первый сильный: речь идет не только о физической силе, но и о силе авторитета родителя, учителя. В такие моменты взрослый берет на себя ответственность и принимает решение.

Второй способ разрешения конфликта – легальный. Это правила, принятые в семье, которые необходимо обсудить с ребенком, и юридическая помощь в случае развода или раздела имущества. И третий способ – учет интересов конфликтующих сторон, то есть медиация.

Затем Марина Викторовна рассказала об основных условиях и принципах медиации. Эти принципы могут быть фактами и правилами вашей семьи. Первыми были упомянуты доверие и безопасность, основные условия, при которых стороны конфликта «открылись», чтобы заговорить о важных вещах. Принципы, обеспечивающие эти условия: добровольное участие каждой из сторон, конфиденциальность информации – по закону медиатор не может быть свидетелем в суде. Другие принципы медиации включают нейтральность отношения к конфликтующим сторонам, равноправие всех участников, открытость и прозрачность процедуры: медиатор обязательно объясняет сторонам ход разговора и отвечает на вопросы сторон.

Кроме того, среди принципов медиации докладчик указал на взаимное уважение, сотрудничество и ответственность сторон и посредника. В любом конфликте важно прислушиваться к другой стороне, не перебивая ее, вместе искать решения и, самое главное, научить этому детей – слушать и принимать чужую точку зрения.

Следующая часть вебинара была посвящена технологиям медиации. Для начала спикер рассказал о том, что такое «айсберг конфликта». На поверхности «айсберга» находится то, что человек хочет сказать: его эмоции и его позиция, но внутри скрыто самое главное: его ценности, потребности, чувства и интересы. Посредник позволяет обеим сторонам говорить не об обвинениях, а о чувствах и интересах.

Основные технологии медиации включают:

  • активное слушание: важно внимательно слушать каждую из сторон;
  • подведение итогов: когда выбор резюмирует сказанное;
  • перефразировать и переформулировать: когда посредник, оставляя смысл сказанного, меняет «фрейм», нейтрализуя тем самым негатив;
  • техника постановки вопросов: важно, чтобы посредник не давал советов, а задавал уточняющие вопросы;
  • «Я есмь сообщение»: когда одна из сторон конфликта имеет возможность высказать свои претензии в виде сообщений от первого лица – без обвинений и агрессии.

В конце вебинара Марина Быкова привела пример из собственной практики, рассказав историю разрешения конфликта между матерью и дочерью-подростком. Он также ответил на вопросы участников вебинара о разрешении конфликтов с трудными подростками, методе кнута и пряника и так далее

Докладчик также напомнил, что необходимую информацию о медиации, ее нормативной базе, руководящих принципах, результатах мониторинга, реестре организаций, оказывающих медиативные услуги, можно найти на сайте Центра защиты прав и интересов несовершеннолетних, в разделе Медиация раздел».

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку