Top.Mail.Ru

“Хвалите!”

Дети

Гормональная буря юности начинается в 9 лет. Позже это сменяется психологической бурей. Академик РАО, директор Института физиологии развития РАО, доктор биологических наук, профессор Марьяна Михайловна Безруких рассказывает о том, как проходит этот непростой период и как помочь подростку и себе.

Нельзя отмахиваться от вопросов детей

Родители часто говорят о своем ребенке: «Ему 10 или 11 лет, он со мной вообще не разговаривает, ничем не делится». Когда начинаешь анализировать эту ситуацию, оказывается, что проблема давняя и ребенок давно не «разговаривает». Вы не можете сбрасывать со счетов детские вопросы. Вы не можете оправдать себя тем, что не хватает времени, что вы погрязли в жизни.

Если мы хотим, чтобы ребенок был «нашим», чтобы он не стал чужим, нам нужно с ним поговорить.

И начинать это нужно не в подростковом возрасте, когда нужно на время успокоиться, успокоиться и, возможно, не заботиться о ребенке, а дождаться его «приезда». И он подойдет и поговорит с вами, если вы говорили с ним раньше, если вы были на его стороне. Ребенок никогда не придет к вам в подростковом возрасте, что он почувствовал непонимание, что у него нет поддержки, что вы однажды, может быть, однажды, когда он пытался вам пожаловаться на какую-то ситуацию – мальчики бьют, кто-то не понимает, кто-то делает весело, учитель не прав – ты сказал: «Ты виноват, узнай сам».

еще хуже, если вы наказали ребенка. Я даже не говорю о физическом наказании, потому что сегодня физически наказывать подростка может только родитель, который совершенно не понимает, что этим унижает себя.

«Бес вселился»

Подростки вспыльчивы, очень эмоциональны, подростки кажутся нам очень нетерпеливыми и нетерпимыми, и это все правда.

Часто жалуются, говорят: «Был такой чудесный ребенок, такой послушный! Он не сказал ни слова, и в возрасте 10-11 лет им казалось, что им овладел демон».

Да, им обладал не демон. Просто в развитии ребенка есть период, когда ребенок чувствует себя подчиненным вам, когда вы можете проявить всю жесткость своих потребностей и решений, потребовать безоговорочного послушания и безоговорочного выполнения всех ваших приказов. Родители часто считают, что если они не кричат, не бьют, тогда все возможно. Не думая, что ласковым голосом ребенка можно психологически убить. Весной, которую вы крутили в дошкольном и школьном возрасте, не задумываясь, что эта весна когда-нибудь распрямится, мы подошли к раннему подростковому возрасту. Обычно это 9-10 лет.

Подростковый возраст начинается в 9 лет

Многие родители считают, что подростку 12-13-14-15 лет. Я должен вам сказать, что ранняя юность – это 9-10 лет.

Это тот возраст, когда ребенок незаметно покидает вашу власть и контроль.

Возможно, он еще не проявил себя, еще не сопротивлялся так явно, как начнет сопротивляться в 11-12 лет. Почему? Ведь гормональный скачок дает большую эмоциональность, нестабильность настроения, тернистую и острую эмоциональную реакцию.

Вчера можно было смеяться над его фигурой, над его телом, над чем-то еще, но сегодня это уже невозможно. Ваша дочь начинает плакать, потому что вы неправильно сказали, что брюки стали тесными, или платье. Начинается в 9-10 лет. Это возраст, когда ребенок переходит в пятый класс.

Гормональная буря в 5 классе

5 класс – это новые условия школьной жизни, новые требования. Не знаю, задумывался ли кто-нибудь из вас о том, что должен делать ребенок пятого класса, у которого гормональный шторм, сниженный ресурс познавательных способностей: снижение памяти, внимания, восприятия, организации деятельности. И мы требуем от него гораздо большего, чем год назад. Мы просим ребенка шесть раз в течение дня заниматься новым видом деятельности, в новом ритме речи учителя, в его просьбах, чтобы он активно фокусировал свое внимание, но не имел ресурса. К сожалению, школа это никак не учитывает.

Переход к подростковому возрасту – это фаза сильнейшего гормонального шторма, которая стихает к 14 годам, когда мы думаем: «Вот они, начинаются фокусы».

Уловки начинаются намного раньше. Мы часто их игнорируем. И ребенок «уходит».

Права «по старшинству» больше нет

В подростковом возрасте значение взрослого как эталонного человека падает, на мнение которого стоит положиться. Сверстники становятся более значимыми.

Родители очень часто недовольны сверстниками и друзьями своих детей, они им не очень нравятся. И эта «неприязнь» часто отталкивает ребенка. Может быть, кого-то, кому это не нравится, приведите в дом и поймете – может, ваши страхи напрасны, или убедитесь, что они не напрасны, но чтобы иметь аргументы, а не просто «мне не нравится».

Понимаете, подросток ничего не принимает как должное. Доверие принимает на себя дошкольник или младший до 9 лет.

Кроме того, в этом возрасте нет «права на выслугу лет». «Я старше, я родитель, мне виднее» – это не аргумент. Нам очень сложно с этим смириться, но это так. Когда мы говорим ребенку: «Бабушка права, потому что она старше», мы теряем авторитет. «Право на трудовой стаж» не существует с 9 лет и старше на всю жизнь.

Чаще всего родители обижены и непонятны – они стараются. Они стараются изо всех сил, чтобы ребенку было комфортно. Но часто наше представление о том, что нужно ребенку, – это наша идея, а не потребность в ребенке. Когда мы обсуждаем это с моими родителями, они мне говорят: но на самом деле мы знаем больше.

Понимаете, вы должны привести ребенка аргументы и дать ему понять, что вы правы. Важно никогда не говорить: «Я тебя предупреждал». Потому что таким образом мы показываем, что правы по старшинству, а не по аргументам.

Я уже упоминал, что юность начинается с 9-10 лет. Девочки созревают немного раньше, примерно на полтора года, но к 14-15 годам практически 95% подростков с физиологической точки зрения достигают половой зрелости. И начинается психологическая буря: буря самоопределения, поиск себя, своей будущей профессии.

Буря самоопределения, или Почему ребенок должен пробовать

Есть много исследований, показывающих, что определение интересов и потребностей длится около 12 лет. Чтобы это произошло, мы должны позволить нашему дошкольнику попробовать.

Некоторым детям подходят только коллективные виды спорта, а другим подходят только индивидуальные виды спорта, например, теннис. Но ребенок с нарушениями внимания никогда не сможет играть в теннис, и родители должны это понять, объяснить ребенку и помочь ему.

Чаще всего родители выбирают понравившийся раздел или вариант какого-либо вида творческой деятельности, а ребенок какое-то время, а часто и долгое время молчит. Есть дети, которые ходят в музыкальную школу и через год говорят «нет». А есть дети, которые его заканчивают, тратя на это много сил и энергии, и никогда больше не подходят к инструменту. Думаю, многие родители сталкивались с подобной ситуацией.

Когда наши дети вырастают, мы тихо забываем об этом и считаем, что музыкальная школа, спортивная секция или что-то еще по нашему выбору обязательно, и просим ребенка подчиняться. Он будет слушаться до 9-10 лет.

Если ему это не нравится, он либо перестанет заниматься, либо спокойно подождет. Эти занятия не будут иметь смысла, но формально ребенок продолжит учиться.

Слабость лобных отделов у подростков

со школой намного сложнее. В начале полового созревания появляется особенность регуляции активности, которая создает большой комплекс проблем, и мы считаем, что она «обманчива», что она скатилась в C, потому что «не пытается». Это относительная слабость лобных областей (это лобные области коры, обеспечивающие произвольный контроль мотивационных аспектов деятельности).

Допустим, у ребенка снизилась мотивация к обучению. Она упала, потому что так работает мозг.

Откуда берется мотивация

Мотивация поддерживается двумя факторами: интерес, то есть должен быть заинтересован, и то, что ребенок должен уметь делать. Если мы дадим ребенку невыполнимую задачу, он очень быстро сдастся. Повторяю: невыполнимо сложно. Потому что если задача сложная, интересная, и ребенок может ее решить даже с вашей помощью, но может добиться успеха, следующий этап может быть немного сложнее.

К сожалению, бывает, что даже в школе ребенок попадает в ситуацию непреодолимой трудности.

Задача взрослого – выяснить, в чем проблема, а не обвинять его в лени: «В четвертом классе у вас была пятерка, а теперь у вас четверка, вы не пытаетесь».

Возможно, задачи, стоящие сейчас перед ребенком, ему не по силам. Может ему не хватает ресурса. Может быть, у него так много дополнительных занятий, что он не может сесть, сосредоточиться на 20 минут и решить все математические задачи. А потом где-то по пути вы решаете другие проблемы.

У многих детей распорядок дня расписан с точностью до минуты.

Недосып и низкий ресурс

Наши многолетние исследования показывают, что почти все подростки, за редким исключением, не спят более полутора часов. К тому же они не ходят, не выходят на воздух, максимум по воскресеньям могут «дышать». Но ты не можешь дышать и не можешь спать.

Мы должны хорошо понимать, что ошеломленный подросток неизбежно потерпит неудачу.

Что делать? Возможно, снять на этот период дополнительную нагрузку – на 5-6 градусов. А если ребенок не горит желанием ехать на тренировки, то, может быть, эти учебные курсы стоит на какое-то время исключить? Может быть, навсегда. То же самое и с музыкальной школой.

Слово «старайся» не работает

Еще один очень важный момент – это повышенная отзывчивость так называемой системы вознаграждений. Видите ли, наш мозг очень специфично реагирует на положительное подкрепление. И если взрослый может адекватно реагировать на отрицательное подкрепление, то ребенок очень остро реагирует на положительное подкрепление. Любой родитель скажет вам: «Теперь, если я хвалю, он готов перевернуться». Так что хвала! Его мозг в этом возрасте требует положительного подкрепления.

Найдите то, за что стоит похвалить. Но мы часто ругаем подростка, потому что ругать есть за что.

И не стоит ругать, даже если вам нужно обсудить, что не сработало или что вам не нравится. Не нужны никакие эмоции («Не нравится, меня шокировало, как я буду смотреть в глаза, учитель вами не доволен» – все это эмоции), а конструктивное решение. Что не дает ребенку, почему? Вам нужно разобрать его и найти вариант, как ему помочь. Нам нужно понять и отделить наши эмоции от конструктивной помощи и конструктивных решений. И слово «попробовать» не работает.

Осторожнее с негативными оценками

Системы мозга, обеспечивающие контроль поведения с помощью отрицательной обратной связи, могут быть неадекватными у подростков.

Родители часто говорят, что сделали замечание или пошутили над чем-то и увидели неадекватную и непонятную реакцию. Так мозг реагирует на негативное подкрепление. Намного более бурным, чем можно было ожидать. Поэтому осторожнее относитесь к отрицательным и отрицательным оценкам, особенно к личности подростка, его отношению к чему-либо, его телу – это вообще табу. Если это обсуждать, то очень аккуратно и правильно.

Слово «успокойся» только увеличивает стресс

У подростков очень высокая реактивность систем на стресс, в том числе на стресс от взаимодействия со взрослыми. Мы все сейчас в стрессе. А наши дети – надо понимать – сейчас в ситуации неопределенности («мы будем учиться онлайн, нет, мне это нравится, или мы будем онлайн завтра» и т.д.). И вообще у ребенка тревожная ситуация, ведь можно заболеть, заразиться взрослые, заразиться кто-то из семьи. Поймите, что это хронический и стойкий стресс.

Подросток очень бурно реагирует на стресс, его реакции могут быть излишне эмоциональными, неадекватными, и в этом случае слово «успокойся» категорически запрещено, так как вызывает еще большую эмоциональную реакцию.

Куда ведут проблемы с функционированием мозга? Во-первых, к школьной дезадаптации. «Я опустился до трех». Сниженная мотивация, я сказал вам. Это пройдет, если не будут добавлены новые проблемы. К сожалению, они добавляются в подростковом возрасте. Вдобавок добавляется непонимание, вдобавок есть неприятие взрослых, с которыми контакт невозможен или затруднен, а значит, все проблемы становятся более выраженными.

«Пока не сделаешь — не встанешь»: почему так нельзя

Трудно удерживать внимание в течение длительного времени. Подростка нужно научить чувствовать свое функциональное состояние, понимать, что «через 20 минут я ничего не понимаю», и это не значит, что нужно сидеть сложа руки и ждать, пока что-то сработает. Через 20-25 минут нужно сделать перерыв, сделать перерыв, сделать несколько упражнений, особенно если речь идет об онлайн-работе. Отвлекитесь, сделайте зарядку для глаз. Если учитель не делает перерыв, родители должны правильно его запомнить, потому что учитель должен делать перерывы каждые 20-25 минут.

Если ребенок делает домашнее задание, этот перерыв также необходим. Можно сделать перерыв не на 3-5 минут, а немного подольше, восстановиться, лечь на коврик, сделать зарядку, прикрыть глаза, съесть яблоко или кусочек шоколада, выпить сок, отвлечься и сесть вниз, чтобы снова сделать домашнее задание.

Ситуация «Пока не сделаешь – не встанешь» подростку никак не подходит. Он не подходит никому, ни ребенку, ни взрослому, а тем более подростку.

Отличники не самые успешные люди

Проблемы с произвольной регуляцией поведения, особенно при отсутствии положительной обратной связи. Если вы бесконечно упрекаете ребенка в чем-то, пусть и нежным голосом, не крича и не выражая отрицательных эмоций, если вы говорите ему каждый день: «Я злюсь, тебе было пять, ты можешь лучше» – успокойся. Оценка вообще ничего не значит.

Может быть, для кого-то это крамола, но на самом деле отличники – далеко не самые успешные люди в жизни – исследований много.

Поэтому отпустите свое стремление к максимальному успеху. Больше всего страдают перфекционисты – те, кому определенно нужно преуспевать. Если вы как родитель поддерживаете эту стратегию, то ребенку некуда деваться, и это заканчивается тяжелым неврозом.

Почему у подростков трудности с самоконтролем

Я уже говорил вам, что есть общая активация мозга, которая позволяет ребенку работать длительное время. В 9-10 лет немного увеличивается процент детей с субоптимальной активацией мозга, а в 10-11 лет количество таких детей увеличивается вдвое. У них нет ресурсов. Это очень четко видно в письме. Первая строка красивая, четкая и т.д. Что вы скажете ребенку в этих случаях? «Я не пробовал». Фактически, у него очень низкий адаптивный ресурс.

То же самое могу сказать о планировании и самоконтроле. Детям-подросткам очень сложно выполнять контрольные задания, они часто что-то забывают. Не ругайте их за это, помогите. Подросток очень часто по утрам лихорадочно собирает портфолио, что-то забывает: блокнот, ручку.

Не считайте это лишней работой, проверьте вечером, но будьте любезны, это помогает. От этого ребенку не станет хуже. Это точно не испортит. Им очень тяжело в этот период.

Дайте четкий алгоритм

Мы хотим ответственности ребенка с дошкольного возраста. И эта управляющая функция – контроль над своей деятельностью и самоконтроль – созревает в возрасте 9-10 лет, затем наступает период полового созревания и функции исполнительного контроля ослабевают. Фактически, мы действительно можем говорить об исполнительном контроле где-то в районе 16-17 лет. Если мы дадим ребенку четкий алгоритм выполнения задания, да, он сможет это сделать. И если мы хотим, чтобы он организовал свое время в одиночестве, подумал о том, что будет завтра и послезавтра .. забудьте подростка, он не может этого сделать. В лучшем случае он проверит то, что для него очень важно и интересно. Все остальное вне его внимания.

Ждем до 17 лет

До конца подросткового возраста продолжительность концентрации внимания непродолжительна.

Сосредоточение внимания на задаче деятельности – то, что учитель всегда требует от ребенка, – возможно только к концу подросткового возраста.

А планирование, самостоятельное принятие решений, принятие решений в сложной ситуации – это появится в 17 лет, если мы будем работать с этим

[По материалам сайта]

Оцените статью
Хозяйкам на заметку