Top.Mail.Ru

Если трудно играть с ребенком: 5 правил, которые помогут

Дети

Современные родители знают, что игра необходима и важна для ребенка. В нем он развивается, формирует важные личностные качества, развивает навыки, необходимые для его будущей жизни. Но взрослых раздражают просьбы: «Поиграй со мной!», А потом они чувствуют себя виноватыми перед ребенком. Есть ли способ поиграть с ребенком и не заскучать? Об этом сообщила детский и семейный психолог Наталья Лейкина.

Я сама была мамой, которая не любит играть. Но однажды я увлекся и пошел учиться на игрового терапевта. Я был поражен тем, насколько глубок, интересен и важен игровой мир, насколько игра влияет на вовлеченного взрослого.

Игра — это потребность человека, а не только ребенка. Это дает нам возможность коснуться экзистенциальных тем, говорить и испытать свободу, отцовство нашей жизни, быть здесь и сейчас.

Дети играют в настоящем, но взрослым трудно играть, потому что они в прошлом или в будущем. Игра способна вернуть нас в настоящее, к ощущению ценности каждого момента жизни.

естественно раздражаться, когда ты не знаешь, как играть и не готов к игре. Почему родители не могут играть? Нет ресурсов для этого? Например, взрослые перегружены, у них слишком много обязанностей, они устали, особенно когда в семье некому помочь. Или они просто не знают, как играть с маленьким ребенком, что такое игры. Они не понимают, что игре тоже нужно учиться.

Если родитель не знает видов игр и не понимает, как играть, то возникают сомнения в себе. Иногда мамы спрашивают:

  • «Я кормила куклу с младенцем. Этого достаточно или есть еще кое-что, что нужно сделать?»
  • «А если игра затянется — я рассчитывал 5 минут, а мы играли час?»
  • «Как открыть игру, куда деваться?»

Когда родитель понимает игру не абстрактно, а конкретно (те или иные действия приведут ребенка к самостоятельной игре), то это мотивирует, дает стимул к игре.

Когда вас снова беспокоит просьба ребенка поиграть с вами, попробуйте следовать нескольким правилам, которые уже сработали для других родителей.

1. Учитывайте свое состояние

лучше не играть, если вы устали, обеспокоены или расстроены. Игра — это контакт, требующий силы. Это не механическое действие, а эмоциональное включение, построение отношений. Вам нужен ресурс, чтобы играть. Когда он рядом, игры с малышом перестают раздражать.

Иногда, чтобы начать играть с малышом, сначала нужно разрешить себе не играть. И подумайте: зачем мы играем? Почему? В виде? Соберите информацию об этом — сейчас о важности игры пишут многие психологи, существуют кружки и группы, где намеренно играют с детьми.

Знание того, что такое игра, почему она необходима, расширяет понимание возможностей ее различных вариаций — и таким образом для взрослого игра превращается из рутины в собственное приключение ребенка.

Вам нужен ресурс, чтобы научиться играть. Но когда вы научились, игра становится вашим активом.

2. Отделяйте игру от обучения

Родители часто думают, что игра — это о пользе, но на самом деле игра — это процесс. Результат и преимущества игры раскрываются гораздо позже. В этом его отличие от обучения, в котором есть задачи, нормы, поддержка и результаты. В игре же все устроено иначе. Здесь также есть поддержки и ограничения, но они не очевидны, их нужно знать.

Игра спонтанная и интуитивно понятная, но в ней есть своя логика и принципы. Также по мере роста ребенка они меняются. Неизменным остается одно: игра доставляет радость, удовольствие, массу эмоций.

Но когда уставшая мама перестала чувствовать себя живым человеком, игра может стать проблемой: для уставшего человека играть излишне, потому что игра не о «необходимом», а о «желании».

Если с ребенком сложно играть: 5 правил, которые помогут вам

Есть несколько вариантов участия взрослых в игре. Не всегда нужно играть долго, особенно выделяя на это время — также можно играть между делами. Например, мама и малыш гуляют — можно поиграть, одеваясь, можно поиграть в лифте.

Чем младше ребенок, тем больше ему нужно играть со взрослым. Задача мамы — не придумывать для ребенка игру, а развлекать его игру, «бросая дрова играть». Но это возможно только тогда, когда взрослый знает игру, соотносит ее с возрастом ребенка.

3. Учитывайте возраст ребенка и язык его игры

До 3-х лет игры как таковой нет — специалисты называют ее манипулятивной деятельностью субъекта, рефлексивной игрой. То есть ребенок показывает то, что видит вокруг себя, оперируя игрушками. Например, мама варит суп, а ребенок готовит суп для развлечения на своей игрушечной кухне.

Вебинар Натальи Лейкиной для родителей, которым сложно играть

родителям ребенка в возрасте от 1 до 3 лет важно научиться взаимодействовать с игрой. Он начинается, когда родитель может «оживить» простые предметы: его вилки говорят, ложки поют, а шляпа приглашает вас на прогулку. Для ребенка весь мир одушевлен, живой, и чтобы играть с ребенком, нужно это понимать.

Игра — это язык, на котором говорит ребенок. Если взрослые понимают этот язык или готовы его выучить, даже моменты кризиса переносятся легче и понятнее. Например, почему ребенок плачет из-за того, что в детском саду забыл машинку? Почему для него это так важно? Потому что машина — это персонаж его жизни, часть его самого, она для него живая. И обесценивать эту роль, призывать его не злиться, не плакать из-за куска пластика — значит показать, что вы не понимаете ребенка и, следовательно, не можете помочь пережить трагедию.

Ребенок не думает о пользе. Почему ребенок охотнее гуляет, если это называется перчатками? В перчатках можно хихикать, шутить, говорить с малышом на одном языке — это не мама объясняет, что прогулки полезны.

Почему игра помогает в кризисных ситуациях, когда с ребенком сложно договориться? Это всегда происходит в воображаемом мире, а не в реальном (где важно съесть всю кашу, потому что она полезна). Дети входят в игру через чулан, как в Нарнии, или через кроличью нору, как в Стране чудес, то есть с помощью воображения и фантазии. В театрально-сказочном пространстве все события, процессы и персонажи имеют символическое значение, а неиспользованная каша может оказаться волшебным зельем, дающим героическую силу! И ты ешь быстро, потому что героическая сила очень и очень нужна.

Если с ребенком сложно играть: 5 правил, которые помогут вам

4. Регулярно выделяйте время для игры

Выделите время для игр, удобное для вас. Кто-то может поиграть 5-15 минут, а кто-то — полтора часа, определитесь со своим размером.

Если вы заранее выделите время для игры в течение дня, это сделает процесс менее утомительным. Играть легче, когда готовишься заранее, когда игра не мешает внутреннему ритму родителя, его планам. Лучше всего это делать регулярно, вырабатывая привычку.

Может не сработать сразу — дайте себе время поиграть. Черпайте вдохновение у других, по возможности вовлекайте в игру других детей и их родителей. Возможно, будет удобнее начать играть с детьми других людей, чем со своими собственными.

5. Играйте, если ребенок вас приглашает, — и не вмешивайтесь, если нет

Маленькому ребенку нужно играть со взрослым. Но чем старше она становится, тем более независимой она становится в своей игре.

Не нужно вмешиваться в самостоятельную игру, как бы мы этого ни хотели. Почему? В игре проявляется детская инициатива, и мы так много вмешиваемся в их жизнь, многое контролируем и определяем — по крайней мере, в игре ребенок должен иметь опыт независимости, уверенности в себе. В самостоятельной игре это распознается, понимается и выражается.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку