Top.Mail.Ru

Дети в интернете: основные риски и правила безопасности

Дети

Интернет влияет на жизнь многих миллионов людей, как взрослых, так и детей: их мнения, знания, ценности и в целом их поведение. Как научить детей безопасно жить в виртуальном пространстве?

Цифровые аборигены становятся родителями

За два десятилетия XXI века Интернет превратился из средства коммуникации научного сообщества в важнейший информационный канал, стал неотъемлемой частью современной цивилизации, он предоставил недостижимые ранее возможности для исследований и обмена данными, деловые контакты, общение и развлечения, общественная и политическая жизнь, работа, СМИ, образование и научные исследования.

Большинство пользователей Интернета познакомились с этой технологией уже во взрослом возрасте. Однако сейчас формируется новое поколение пользователей сети, буквально «от колыбели» до глобальной сети. Исследователи называют этих детей «цифровым поколением» или «цифровыми аборигенами», отмечая особенности их когнитивных процессов, поведения и личной сферы в целом из-за их раннего знания Интернета. К «цифровому поколению» на Западе относятся те, кто родился после 1980 года. Отечественные социологи считают, что поколение Интернета родилось в 1983–1992 годах. Это люди, которые становятся родителями, а их дети – это уже второе поколение Интернета.

Российские дети выходят в интернет в возрасте 6-7 лет. По данным Фонда развития Интернета, детская интернет-аудитория постоянно растет. Если в 2010 году каждый день выходили в Интернет 82% детей, то в 2016 году уже 92%, при этом увеличилась продолжительность посещений. Согласно исследованию «Воспитание детей в эпоху Интернета», 56% детей постоянно пользуются Интернетом: больше, чем в США (51%) и в странах Европы (40%).

Что плохого в интернете?

Помимо полезной и необходимой информации, любой, кто пользуется Интернетом, сталкивается с ресурсами, содержащими неэтичный и агрессивный контент. Порнография, наркотики, экстремизм, секты, агрессивная реклама – в Интернете очень много такого контента, который может быть вредным или опасным для детей.

1. Контентные риски

Риск контента создают материалы, содержащие информацию о насилии, нападении, эротике и порнографии, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, самоубийства, азартные игры, наркотики. С ними можно справиться практически где угодно. Это сайты, соцсети, блоги, торренты и видеохостинг, собственно, все, что сейчас существует в Интернете. Такой материал может прийти от незнакомца по почте или через курьера. Он негативно сказывается на психике человека, с которым он столкнулся, особенно ребенка. Например, это могут быть изображения сексуального характера, агрессивные онлайн-игры, азартные игры, пропаганда нездорового образа жизни (наркотики, алкоголь, табак, анорексия, булимия), нанесение вреда здоровью и жизни, нецензурная брань, оскорбления.

2. Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями пользователей Интернета. Во-первых, это риск подвергнуться оскорблениям, нападениям и преследованиям. Для этого используются различные чаты, онлайн-сообщения, социальные сети, сайты знакомств, форумы, блоги.

К сожалению, кибербуллинг очень распространен среди российских детей. Каждый пятый ребенок подвергался издевательствам в Интернете или в реальной жизни. И это проблема не только России. Но в России над детьми издеваются в Интернете так же часто, как и в реальной жизни. Киберзапугивание часто начинается в отношениях с реальными людьми, и в этом случае жертва знает своих виновников. Когда в Интернете начинается издевательство, всегда важно убедиться, что оно не перерастет в прямое насилие над детьми.

3. Сетевые компьютерные игры

Это игры, в которые одновременно играют несколько человек. Самыми популярными из них являются Fortnite, World of Warcraft, League of Legends, Counter-Strike, World of Tanks, DOTA 2. Через игру у подростков есть возможность выразить свои эмоции и чувства. Игроки выбирают онлайн-игры, в которых есть чат, и в нем не только общение на тему игры, но и обсуждаются жизненные проблемы – игроки активно участвуют в их решении. Подросток в сложной ситуации ищет выход, зачастую самый простой, который быстро принесет радость. Игра может стать своеобразной заменой радости решения проблемы, так как быстро приносит положительные эмоции.

4. Электронные риски

Киберриски – это риск кражи личной информации, вирусных атак, онлайн-мошенничества, спама и атак шпионского ПО. Вредоносное ПО распространяется различными способами, не только через носители, но и через электронную почту, через спам или загружаемые файлы.

Интернет-мошенничество (кибер-мошенничество) – это разновидность киберпреступности. Кража конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получит доступ и использует вашу личную информацию любым способом (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли) с целью мошенничества и кражи. Дети, которые делают покупки в Интернете, могут тратить большие суммы денег на своих родителей, если у них есть к ним доступ. Они легко могут стать жертвами мошенников.

Как победить новую зависимость

Бесконтрольное использование Интернета может привести к развитию особой формы психологической зависимости – Интернет-зависимости, которая негативно сказывается на сфере повседневной, образовательной, социальной и психологической жизни. Интернет-зависимость как новый тип зависимости качественно отличается от других нехимических форм, поскольку дети сталкиваются с безграничными возможностями виртуального мира.

Компьютерная зависимость ребенка – очень заметный симптом, показатель того, что родители не уделяют ему достаточно внимания, не знают, как он живет, какие проблемы и желания у него есть. Компьютер становится мощным стимулом и основным средством коммуникации. Поначалу это может компенсировать ребенку отсутствие личного общения, которое со временем может стать излишним. Когда ребенок играет или смотрит что-то в Интернете, он теряет контроль над временем. Ребенок может проявить агрессию, если его лишат доступа к компьютерным играм. Вседозволенность и простота достижения целей в играх может создать впечатление, что в реальной жизни все так же просто и можно «начать игру заново».

Часы и дни, проведенные перед монитором, могут вызвать проблемы со зрением, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу и проблемы с осанкой. Дети перестают фантазировать, снижается их способность создавать зрительные образы, наблюдается эмоциональная незрелость и безответственность.

Часто ребенок может пренебречь своей внешностью и личной гигиеной. Он может страдать от депрессии, если долгое время находится без компьютера. Дом и семья отошли на второй план. Могут быть проблемы с обучением.

Иногда взрослым удобно, чтобы ребенок был занят и не отвлекал их просьбами и разговорами. Часто эти взрослые сами увлекаются компьютерами и Интернетом. Вы не можете избавить своего ребенка от интернет-зависимости, просто отняв компьютер или запретив ему играть. Мы должны предложить ему то, что будет на порядок выше, лучше, интереснее.

Кто защитит ребенка

Только близкие могут защитить ребенка от интернет-зависимости. Необходимо чаще отвлекать ребенка от компьютера, предлагая ему интересные занятия: игры, спорт, семейный отдых, чтение, поход в кино или на концерты. Главное, чтобы родители сами не показывали своим детям пример многочасового сидения за компьютером, особенно если вы не работаете, а играете в игры или проводите время в социальных сетях.

Стоит поговорить с ребенком о том, что можно делать в Интернете, что нежелательно, а что категорически запрещено. Можно разработать «семейные правила» пользования Интернетом. Сосредоточившись на них, ребенок будет знать, как действовать перед лицом негативного содержания.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку