Top.Mail.Ru

Что заставляет подростков рисковать?

Дети

Подростки путешествуют, цепляются за поезд или трамвай, делают селфи, свешиваясь с крыши небоскреба, готовы на любую опасную глупость на пари. Что сейчас мотивирует подростков? Почему не работает инстинкт самосохранения?

Рискованное и безрассудное поведение в подростковом возрасте — обычное дело. По сравнению с людьми другого возраста подростки с большей вероятностью будут запугивать, экспериментировать с алкоголем, умышленно причинять себе вред и заниматься незащищенным сексом.

Что мы называем рискованным поведением

Психолог Кирилл Хломов считает, что рискованное поведение — это, прежде всего, различные формы противоправного поведения и совершения преступлений: «О каких социальных рисках можно говорить, когда мы говорим о рискованном поведении подростков? Это злоупотребление психоактивными веществами. Проще говоря, это курение, алкоголизм, эксперименты с наркотиками. Это самоагрессивное поведение: самоповреждение или суицидальное поведение. Также можно говорить об относительно новых формах, таких как привязанность, серфинг на поезде, соответственно, об опасных селфи, рискованном сексуальном поведении».

Зачем они рискуют?

Рискованное поведение всегда направлено на доминирование в окружающем пространстве и понимание его границ. Высокий риск обычно является побочным продуктом высокой когнитивной деятельности. Подросток переживает:

  • познай себя лучше;
  • пробовать другой образ жизни;
  • показать окружению, что оно становится взрослым;
  • повысить степень самостоятельности: «Я могу и я решаю»;
  • наконец, просто потому что это круто, круто, круто.

Биологическое и социальное

Какие особенности подросткового возраста приводят к желанию рисковать? Дело в основном в гормональных изменениях, стадии развития мозга и недостаточной социальной зрелости.

«Гормональный шторм вызывает резкие эмоциональные изменения и ощущение, что ваше настроение вам не принадлежит, — говорит психолог Людмила Петрановская. — Такой дисбаланс может заставить многих детей думать, что они не совсем нормальные, сумасшедшие, что с ними что-то не так; изнутри им кажется, что так будет всегда».

Мозг подростков физически отличается от мозга детей и взрослых. По словам профессора когнитивной нейробиологии Сары-Джейн Блейкмор, это связано с разной скоростью созревания разных областей мозга, что хорошо видно на магнитно-резонансной томографии (МРТ). Существенные изменения происходят в префронтальной коре, которая отвечает за принятие решений, планирование, исполнительную деятельность и подавление неадекватного или рискованного поведения. Это, вероятно, объясняет, почему подростки склонны к рискованному поведению, которое взрослые считают глупым.

Когда мы идем на риск, активируется наша лимбическая система, отвечающая за вознаграждение. У подростков лимбическая система уже созрела и очень восприимчива к трепу, который ей обещает рискованное поведение. Но развитие контролирующей и ограничивающей префронтальной коры задерживается.

Наконец, склонность откладывать детство, инфантильность даже взрослых приводит к тому, что социальная зрелость наступает ненадолго. «Наша социальная зрелость« отошла »от физиологической: если последняя никуда не делась и все еще наступает в возрасте 12-13 лет, то должно пройти еще несколько лет, прежде чем начнется первая, и да окажется очень сложно », — поясняет Людмила Петрановская.

Рисковать — это нормально

Рисковать — в значительной степени норма для подростка. Так ищут себя мальчик или девочка, проверяют границы возможного и дозволенного и пробиваются.

В этом возрасте важны социальные связи в подростковом возрасте; для подростка — настоящая катастрофа, если у него нет друзей или нет их одобрения. Из-за этого он легко поддается влиянию значимых для него сверстников. Биолог Роберт Сапольски пишет об исключительно подростковой чувствительности к давлению. Давление в сочетании со склонностью подражать своим друзьям, как правило, способствует девиантному поведению (которое отклоняется от социальных норм). Вряд ли в нашем окружении будут «банды подростков, которые были бы вынуждены пополнять свои ряды, чтобы учить новичков регулярно чистить зубы и непременно делать добрые дела», — отмечает Сапольски. Это означает, что влияние окружающей среды увеличивает риск совершения преступления, насилия, наркомании, небезопасного секса или причинения вреда своему здоровью.

Если подросток находится в группе риска, то, скорее всего, у него есть потребности в развитии, которые не удовлетворяются в социальной среде, в которой он находится, — говорит Кирилл Хломов. Во многом его рискованное поведение — это акт общения с обществом. Подросток говорит: «Со мной что-то не так, я в кризисной ситуации и нахожу выход». И здорово, когда родители слышат этот сигнал, обращают внимание и помогают подросткам найти менее опасные способы самоутверждения и познания мира.

Направить в безопасное русло

Ни в каком другом возрасте человек не экспериментирует в таком количестве областей с таким небольшим объемом знаний и опыта, а эмоциональная структура подростков такова, что они часто не могут остановиться вовремя. В то же время чувствительный риск — это бесценный опыт: именно так молодые люди определяют и развивают свою идентичность.

Наиболее важным является то, в какой степени свобода подростков вести себя так, как они предпочитают, сочетается с их способностью видеть грань между оправданным и неоправданным риском. Основная задача родителей и детей — попытаться понять, что это за риск и в какой степени он полезен и способствует развитию личности, а какой — представляет угрозу для здоровья.

Например, риск (неудачи или отказа) вполне оправдан, если подросток хочет участвовать в общественной жизни, дебатах, баллотироваться в школьный совет, выступать на олимпиаде на эту тему и стать волонтером. Или он выбрал опасный вид спорта: скалолазание, паркур, катание на горных велосипедах, боевые искусства, командные виды спорта, такие как баскетбол или футбол. Даже если вы боитесь за него, боитесь травм или агрессии со стороны соперников, лучше всего дать ему «законную» возможность испытать и преодолеть себя, получить признание и почувствовать поддержку команды.

Родители всегда могут подумать и организовать для своего ребенка больше адреналина, чем делать селфи на небоскребах или выходить на железнодорожную станцию. Это могут быть не только спорт, но и походы, путешествия, виртуальные игры…

Что бы ни делал подросток, для него очень важна поддержка взрослых. А родители, в свою очередь, должны знать, с кем общается ребенок, где он проводит время, интересоваться его жизнью, обсуждать с ним его интересы и трудности, сохранять доверие, чтобы защитить его с течением времени. И в то же время помните, что невозможно полностью исключить риск из жизни, всегда избегать любых рискованных действий — это означало бы избегать новых ситуаций, новой информации, нового опыта, любого нового опыта.

«Развитие детства объективно связано с познанием окружающего мира через опыт, что неизбежно приводит детей в рискованные ситуации», — пишет социолог Изабелла Дементьева. «Задача воспитания в данном случае — не изолировать ребенка от рисков, а вооружить его способностью их преодолевать».

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку