Top.Mail.Ru

Что такое субъектность и как ее развивать у дошкольников

Дети

Когда мы говорим о субъективности ребенка, мы подчеркиваем важность его позиции по отношению к его развитию. Считает ли он, например, учебу, чтение, рисование своим делом или его волнуют только оценки? Понимает ли он свои собственные потребности и мотивы, действует ли он в соответствии со своей собственной логикой или подчиняется и следует только инструкциям? Переход к онлайн показал ценность субъективности как необходимого условия обучения и автономного развития, психологи и учителя уверены в этом. Какие практики способствуют развитию субъективности? Как вы можете помочь родителям определить стратегии семейного воспитания? Мнение экспертов.

Из чего состоит субъектность?

Понятие субъективности нам не совсем знакомо, но оно интегрировано в определенную линию синонимов, которая показывает, о чем идет речь. Субъективность стоит рядом с такими понятиями, как воля, отцовство, творчество, действие в соответствии с намерением, намерение, ответственность, независимость, самоорганизация, преодоление трудностей, ведущие к результату, внутреннее ядро, способность принимать решения, лидерство…

Психолог, член-корреспондент Российской академии образования Вадим Петровский определяет субъекта как того, кто «является источником, действующей причиной его действия». Это своеобразное «Я», которое выступает инициатором и носителем того, что делается. На языке психологии самоопределение близко к понятию субъективности, а на языке живого общения в данном случае говорят об отцовстве, в том числе об отцовстве своей жизни.

Как выглядит у ребенка момент субъективности? Как работает модель, порождающая субъективизм? Мы наблюдаем за ним в тот момент, когда ребенок делает открытие, он видит то, чего от него не требовали условия задачи.

Вадим Петровский приводит пример. На фото животные спрятаны среди травы и листьев. Ребенку дают карандаш и просят обвести то, что он видит на фотографии. И вдруг во время работы обнаруживает на фото птицу. Найти что-то замаскированное, хотя перед ним не стояло такой задачи. Как на это реагирует учитель? «О! Вы это видели! Вы открыли! Черт!» Эти возгласы учителя подтверждают субъективность ребенка.

Создавая пространство для выбора и ответственности ребенка, родители тем самым способствуют формированию его субъективности.

Как субъектность формируется в дошкольном возрасте

Парадокс дошкольного возраста в том, что, с одной стороны, детство важно для взрослой жизни, развитие в детстве влияет на развитие взрослого, но в то же время ребенок – не маленький взрослый! В этом убеждена психолог, специалист дошкольного образования Ольга Шиян.

Качества и навыки, которые мы хотим видеть у взрослых, закладываются в детстве, но не напрямую. Если мы хотим, чтобы ребенок читал, недостаточно читать вместе с ним и учить его читать: вот сколько работает в развитии ребенка. «Существует своего рода несоответствие между тем, что мы ожидаем от детей, и тем, что мы с ними делаем», – отмечает психолог.

важно понимать, что в развитии ребенка есть фигура, и каков фон, – настаивает Ольга Шиян. В дошкольном учреждении основа – это доверие, самостоятельность и независимость, инициатива. Если этих трех вещей нет, руки ребенка будут заняты, и он не сможет получить необходимые знания. Другими словами, вы можете научить ребенка читать и писать, но только если мы создали ему условия, позаботились о фоне.

Многочисленные исследования говорят о преимуществах недирективных форм обучения, проактивного обучения с упором на обсуждение правил и совместное планирование и учет мнения ребенка. Эти преимущества проявляются не сразу, а при переходе из начальной в среднюю школу и далее, даже в зрелом возрасте.

Опыт дошкольного образования, который стимулирует инициативу детей, больше способствует школьному обучению, чем управленческое академическое обучение.

Как узнать, насколько быстро и легко ваш ребенок начнет читать? Это важный вопрос, потому что чтение становится воротами ко всем знаниям. Было обнаружено, что успех чтения может быть предсказан с той же точностью на основе чувства собственной эффективности, как если бы он руководствовался традиционными техническими параметрами, такими как, например, фонологическая готовность. Все успехи в учебе во многом предопределяются самоэффективностью, этим чувством «Я могу!», Которое развивалось еще до школы.

Что такое субъективность и как ее развить у дошкольников

Ольга Шиян объясняет, что дошкольник – это целое существо; если ему плохо, он не будет учиться. Маленький ребенок просто не может сделать это силой, «преодолевая трудности, скрипя зубами и зарабатывая невроз», как иногда учатся школьники.

В дошкольном учреждении первостепенное значение имеет узнать, что ребенок чувствует себя хорошо, что он счастлив. Если маленьких детей заставляют сидеть за партами, скрестив руки на груди, заглядывать за голову и делать то, что не соответствует их возрасту, тогда детям будет неудобно и трудно.

Что еще пригодится для раннего развития субъективности? Если ребенок учится самостоятельно определять и ставить задачи, это поможет ему позже в учебной деятельности, где есть планирование и самооценка. И все это формируется в дошкольном учреждении, не в школе, а в другой деятельности: исследованиях, дизайне, игре.

Как проявляется недостаток субъектности во взрослом возрасте

Иногда отсутствие субъективизма проявляется в ситуациях, кажущихся максимально далекими от детского опыта, – отмечает тренер руководителей и управленческих команд, член-корреспондент Российской академии образования Михаил Кларин. В частности, это касается передачи компании по наследству. По некоторым данным, такая ситуация складывается для старого и нового собственника только в 30% случаев, а иногда банкротство достигает 95%.

Конечно, со стороны детей бывают разные ситуации: иногда они просто не хотят становиться главой семейного бизнеса, – отмечает тренер. Кроме того, старший собственник может быть не готов унаследовать свой бизнес.

Что такое субъективность и как ее развить у дошкольников

Михаил Кларин видит истоки многих проблем и препятствий, с которыми семьи домовладельцев сталкиваются в детских ситуациях. Причем даже сами бизнесмены улавливают эту связь с эпизодами из детства.

Как сопротивление и неспособность руководить семейным бизнесом соотносится с субъективностью и лидерскими качествами? Михаил Кларин считает, что здесь связь самая прямая. Чтобы руководить кем-то, например сотрудниками вашей компании, коллегами, вы должны сначала научиться руководить собой, быть автором своей собственной жизни. Эта социальная потребность в отцовстве самого себя теперь явно выражена. Но есть и обратная тенденция: замедленный рост (таких суб-взрослых называют кидалами) и более прохладный – синдром отсроченной жизни.

Как выглядит задержка роста? Растущие дети постоянно откладывают разлуку с родителями и начало самостоятельной жизни, окончательный выбор профессии, замужество, рождение детей.

Это не означает, что важные жизненные решения никогда не принимаются (именно поэтому задержка роста отличается от инфантилизма), но они принимаются намного позже, чем можно было бы ожидать.

Если сын психологически не отделился от отца, не стал полностью самостоятельным человеком, ему будет сложно вести бизнес. Вы должны сначала отделиться от родителя, чтобы взять на себя его дело.

Субъективность можно рассматривать как основу реального роста и, следовательно, основу лидерства, которое всегда предполагает готовность совершать ошибки и принятие риска.

Субъективность бесценна для жизни, но для жизни в активной и авторской позиции. Если в детстве ребенок не развил элементарной уверенности, самостоятельности и инициативы, эти качества вряд ли сформируются сами по себе у взрослого. Конечно, в старости их можно осознанно развивать, но это намного сложнее.

Что могут сделать родители для своего ребенка

Тогда возникает вопрос: что должно произойти в дошкольном учреждении, чтобы ребенок развил свою субъективность?

Вы должны жить с ребенком дома, вовлекать его в то, что вы делаете, показывать ему инициативу своим примером, организовывать для него ситуацию, в которой он будет активен ”, – настаивает Ольга Шиян.

Согласно данным исследований, помимо познавательных навыков для детей очень важен опыт интеллектуальных эмоций и познавательной радости. Они должны уметь рисковать и делать это в безопасной среде. Даже если ребенок не попадет в самый успешный детский сад или школу, вклад семьи и родителей всегда будет выше, их усилия не пропадут даром.

Другой парадокс детства заключается в том, что субъективность ребенка, о которой родители могли позаботиться, желательна для них, но очень неудобна. На развитие субъективности нужно время родителей, отмечает Михаил Кларин: позволять детям делать что-то самостоятельно – очень долго, проявлять инициативу сложно, легче справиться с ребенком, который этого не проявляет. Субъективность дорого обходится родителям: она требует внимания взрослых, высоких эмоциональных затрат и глубокого интереса к жизни ребенка.

Родителям и дошкольным организациям необходимо найти баланс между упреждающими действиями как приоритетом и безопасностью как приоритетом. Проще говоря, вы позволите мне пойти в лужу или поднять меня?

Что такое субъективность и как ее развить у дошкольников

Баланс нестабильный, рецептов нет. Скорее всего, это только самые общие советы экспертов.

Они предлагают родителям начинать с упоминания слова «мы» во всех ситуациях, когда речь идет о ребенке, они не используют эту бесконечную серию любимых родительских фраз от «мы ели / гуляли / испачкались» до «давайте двигаться дальше». «ИСПОЛЬЗУЙТЕ». И следующий шаг – спросить мнение ребенка, отделяясь от него: «У меня есть жизнь, а у вас есть жизнь. Мы разные личности. Поэтому мне важно знать, что вас интересует, что вы типа, что ты хочешь. Скажи мне, что ты думаешь?»

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку