Top.Mail.Ru

Чем покорил мир самый влиятельный дизайнер Шотландии XX века: Легендарная роза и дизайн в стиле ар-нуво Чарльза Макинтоша

Мода и стиль

На рубеже двадцатого века Глазго, Шотландия, неожиданно стал эпицентром художественного возрождения, которое вскоре охватило весь европейский континент. Чарльз Ренни Макинтош и его группа художников под названием «Четверка» определили стиль школы Глазго в ответ на международное увлечение стилем модерн. Как Макинтош изобрел то, что впоследствии стало всемирно известной эстетикой, принесшей ему известность — далее в статье.

Краткая биография

Чарльз Ренни Макинтош.

Чарльза по праву помнят как самого влиятельного шотландского дизайнера двадцатого века. От потрясающего архитектурного дизайна до изысканных витражей, Макинтош преуспел во всех дизайнерских средствах, которые он пробовал, и выступал за большую творческую независимость ремесленников.

Он, пожалуй, наиболее известен своим дизайном розы Макинтоша, упрощенным и стилизованным цветочным мотивом, который выглядит так же свежо и современно, как и столетие назад, а также его значительным заказом на проектирование нового здания для Художественной школы Глазго, в котором представлены замысловатые изделия из дерева и эклектичная смесь влияний и стилей, включая модерн.

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

На фото: Фрэнсис Макдональд, Маргарет Макдональд, Джеймс Герберт Макнейр, Чарльз Ренни Макинтош. \ Фото: fr.wikipedia.org.

Его будущее как известного дизайнера началось, когда, будучи молодым учеником архитектора, он записался на вечерние курсы в Школу искусств Глазго, чтобы улучшить свои навыки рисования. Там библиотека, полная журналов о современном дизайне, познакомила его с многообещающими работами известных архитекторов и художников со всей Европы, а огромное количество доступных курсов дало ему возможность попробовать свои силы во многих новых формах искусства.

Глазго

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Главный вход в художественную школу Глазго. \ Фото: google.com.

Когда Чарльз впервые начал свою карьеру художника, Глазго был в эпицентре экономического бума. В результате на рубеже веков появилось больше покровителей, желающих нанять новых дизайнеров, таких как Macintosh, для выполнения дорогостоящих дизайнерских проектов. Тем временем Школа искусств Глазго становилась одной из ведущих художественных академий Европы. Это также способствовало росту репутации города как центра последних тенденций в области декоративно-прикладного искусства.

Вдохновленный инновациями, Ренни получил несколько наград в студенческие годы и, что более важно, наладил отношения с другими артистами, в том числе с «Четверкой», чей стиль и репутация распространились далеко за пределы Шотландии.

«Четвёрка»

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Слева направо: плакат Института изящных искусств Глазго, около 1895 г. \ Дизайн кабинета Чарльза Ренни Макинтоша, около 1902 г.

Чарльз был явным лидером школьного движения в Глазго, но именно его сотрудничество с основной группой дизайнеров, известной как «Четверка», действительно определило движение и положило начало его успеху. Во время учебы в Школе искусств Глазго в 1890-х годах он подружился с другими художниками, интересующимися всем авангардом. Ренни сблизился с Гербертом Макнейром, коллегой-архитектором-учеником, и сестрами Маргарет и Фрэнсис Макдональд, которые учились на дневном отделении. Эти четыре художника сформировали творческий союз, стремясь объединить свои радикальные идеи и разнообразные таланты для создания дальновидных и часто противоречивых проектов, от эпических архитектурных планов до изысканных эмалевых ожерелий. Вместе и по отдельности эти четверо вдохновили друг друга на плодотворную карьеру и помогли заложить основы не только школьного движения в Глазго, но и траектории дизайна двадцатого века по всей Европе.

Международное влияние Макинтоша

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Слева направо: «Таинственный сад», Маргарет Макдональд Макинтош, 1911 г. \ «Сон», Фрэнсис Макдональд Макнейр, около 1908–1911 гг.

При жизни Чарльза его проекты, а также работы других членов квартета выставлялись и отмечались по всему миру. Наряду с другими интерпретациями международного модерна стиль школы Глазго доминировал в тенденциях искусства и декора с конца девятнадцатого века до начала Первой мировой войны. Интересно, что школа Глазго была даже более успешной в Австрии, чем в Шотландии. Макинтош и его последователи оказали сильное влияние на развитие венского движения в стиле модерн, также известного как Венский сецессион.

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Слева направо: Литл-Хиллз, Маргарет Макдональд Макинтош, 1914–1915 гг. \ Черные бобы, 1915 год.

Хотя несколько богатых шотландских покровителей обеспечили ему финансовую стабильность и свободу для инноваций на протяжении большей части его карьеры, Ренни в конечном итоге был разочарован тем, что школа в Глазго не была так популярна на его родине, как в других местах. Он смирился с этим фактом и переехал в Лондон, где провел последние годы своей карьеры среди меценатов и сверстников, которые, по его мнению, лучше оценивали его как художника. Сегодня его легендарная роза и другие отличительные элементы стиля школы Глазго по-прежнему отмечаются по всей Шотландии как один из самых важных вкладов страны в историю искусства и дизайна.

Культовая роза Макинтоша

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Текстильный дизайн: «Роза и слеза» Чарльза Ренни Макинтоша, 1915–1928 гг. \ Фото: myddoa.com.

Если вы когда-нибудь наткнетесь на шкаф рубежа веков, кусок ткани или даже современный музейный экспонат с упрощенным дизайном в виде розы, скорее всего, он был разработан Macintosh. Его всемирно известная роза и по сей день является самой запоминающейся и распространенной из многих работ Ренни.
Из всех его работ именно роза представляет собой то, что сделало Макинтоша новаторским дизайнером. В его творении удачно сочетаются, казалось бы, разрозненные эстетики в гармоничное целое. Геометрические углы дополняют органические изгибы, а тяжелые промышленные материалы сочетаются с мягкими пастельными тонами, создавая удивительно простой и универсальный мотив.

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Культовая роза Чарльза Ренни Макинтоша. \ Фото: i.etsystatic.com.

Одна из причин, по которой роза Macintosh находит отклик, заключается в том, что она может выделяться как произведение искусства и придавать характер более сложному дизайну. Второй пример — иллюстрация Макинтоша, предназначенная для украшения передней части деревянного шкафа. Мотив — женщина, держащая розу. Но вместо того, чтобы создавать репрезентативную композицию, Ренни увидел в предмете возможность раздвинуть эстетические границы линий, форм и масштабов.

Этот тип текстильного дизайна является одной из самых зрелых итераций розового мотива Макинтоша. И если вы внимательно посмотрите на композицию, то заметите, что каждая роза ненавязчиво отличается от остальных. Это подчеркивает творческое взаимодействие между современной простотой геометрии и дикой, органической природой настоящего розового куста.

Стул с высокой спинкой

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Стул с высокой спинкой, Чарльз Ренни Макинтош, 1897-1900 гг.

Обманчиво простые, но удивительно экспериментальные творения Чарльза включают стул с высокой спинкой, который он изначально создал для чайных комнат Willow. Кроме того, он сделал стулья с высокой спинкой для собственного дома, а также многие другие модели. Отчасти благодаря тому, что Макинтош неоднократно использовал их в своих общих проектах, стулья с высокой спинкой стали особенно модными на рубеже веков. Они хорошо вписываются в помещения в стиле модерн, подчеркивающие эстетические качества криволинейных линий и вытянутых форм. На показанном стуле с высокой спинкой задние ножки прямоугольные внизу и сужаются кверху, чтобы стать круглыми. Это экспериментальное использование формы является образцом стиля школы Глазго, которая стала известной и вызвала споры из-за своего несоответствия эстетическим идеям и отказа от условности симметрии.

чИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 5 выдающихся женщин, которые помогли стереть грань «между слабым и сильным полом» архитектора Баухауза >>

Витражи

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Витраж Чарльза Ренни Макинтоша.

В качестве художественного средства витражи особенно хорошо работали в школьном движении Глазго. Ультрастилизованные мотивы, в том числе вышеупомянутая роза Макинтоша, при обработке могут трансформироваться в изделие из цветного стекла. Простые четкие линии, цветовые схемы и большие области негативного пространства внезапно приобрели более динамичный вид, когда они были сформированы из изогнутого металла и цветного стекла, особенно когда свет проходил через объект. Ренни и его коллеги-дизайнеры широко использовали витражи в своих архитектурных заказах, украшая двери и окна при каждой возможности. Макинтош также экспериментировал с интерьерами, включая витражи в мебель, металлические украшения и другие мелкие декоративные предметы.

Узоры текстильного дизайна

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Шаблоны текстильного дизайна, Чарльз Ренни Макинтош. \ Фото: i.pinimg.com.

Дизайн и производство текстиля уже были основой экономики Глазго, когда Чарльз начал разрабатывать текстильные узоры. Его интерес к ремесленным техникам и средневековой эстетике был частично вдохновлен британским движением искусств и ремесел, которое пришло в Шотландию из Лондона. Макинтош и другие последователи школы Глазго рассматривали текстиль как еще одно средство, с помощью которого их архитектурные проекты можно было украсить от пола до потолка. Они разработали узоры для обивки мебели, настенных покрытий, вышивки и ковров. Хотя несколько оригинальных тканей выдержали испытание временем, осталось много эскизов дизайна.

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Текстильный дизайн: Стилизованные цветы и клетка, Чарльз Ренни Макинтош, 1915-23. \ Фото: i.pinimg.com.

Верный стилю школы Глазго, текстильный дизайн Mackintosh отличается повторяющимися формами, которые сильно стилизованы и обычно удлинены. Роза Макинтоша и другие цветочные мотивы распространены, но он также тяготел к более абстрактным рисункам.

Во многих примерах геометрические мотивы, такие как шахматная доска, сочетаются с органическими мотивами, такими как упрощенные цветы, для достижения волнистого многослойного эффекта, несмотря на то, что среда плоская. Текстильный дизайн Макинтоша имел коммерческий успех, особенно когда международный модернизм был на пике. Он всегда мог полагаться на текстильный дизайн как на источник дохода, даже в более поздние годы, когда стиль школы Глазго стал менее востребованным.

Акварели

Как самый влиятельный шотландский дизайнер 20-го века покорил мир: культовая роза и дизайн в стиле модерн Чарльза Макинтоша

Букет, Чарльз Ренни Макинтош, 1917-21. \ Фото: bing.com.

С наступлением двадцатого века Чарльз был разочарован, обнаружив, что стиль школы Глазго выходит из моды в Шотландии и заменяется новыми течениями в современном искусстве. Не желая идти на компромисс со своей эстетикой, Макинтош отказался от большей части своей дизайнерской работы в пользу акварельной живописи и покинул Шотландию в надежде почувствовать себя более ценимым в континентальной Европе. Он добился определенного успеха в качестве внештатного дизайнера по текстилю, но после его смерти его работа канула в безвестность. Но возобновившийся интерес к творчеству Чарльза, к счастью, способствовал возрождению, а в некоторых случаях обширной реставрации его работ в Глазго и музеях по всему миру.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку