Top.Mail.Ru

Быть чуткими к детям

Дети

Особенности подросткового возраста могут вызвать множество проблем в жизни подрастающего ребенка. Как помочь сыну или дочери в трудный период, чтобы не потерять с ними контакт и сохранить теплые и доверительные отношения в семье, подскажут специалисты Центра защиты прав и интересов детей Минобразования России.

Особый период

Подростковый возраст – это промежуточное звено между детством и взрослостью. В жизни подростка происходят физиологические и психологические изменения, по-разному строятся отношения со взрослыми и сверстниками.

Этот возраст тяжелый не только для родителей и учителей, которые каждый день сталкиваются с новыми открытиями в поведении и внешнем виде своих детей и их подопечных. В первую очередь, переходный период дается тяжело самому подростку.

Если в детстве ребенок действовал согласно прямым указаниям старших, то теперь его принципы поведения, его мнения и его убеждения становятся для него основополагающими. Ему нужна автономия, возрастает критическая оценка образования взрослых, происходит некоторое ослабление контактов со взрослыми: учителями, родителями – идет активный поиск своего «Я». Активная жизнь перемещается из дома во внешний мир. Подросткам свойственен интерес к проблеме смысла бытия, они понимают свою роль и место в жизни.

Подростковый возраст очень уязвим перед трудными ситуациями.

Мир в восприятии подростка предстает черно-белым: подросток не видит полутонов: он категоричен, а проблемы и трудности кажутся ему неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональных изменений в организме у подростков снижается стрессоустойчивость. Все эти характеристики естественны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятных обстоятельствах могут вызвать психологические проблемы и привести к отклонениям в поведении. В этот непростой период ребенок остро нуждается в поддержке близких взрослых. В помощь родителям специалисты Центра защиты прав и интересов детей создали специальную записку.

Риски в жизни подростка

Что может негативно повлиять на жизнь подростка и вызвать у него негативные мысли и переживания?

  • Жизненные обстоятельства или ситуации воспринимаются подростком как невыносимо сложные, непреодолимые.
  • Интернет-ресурсы, с помощью которых на него может быть оказано опасное, а зачастую и психологически разрушительное воздействие.
  • Стрессовые ситуации, связанные с учебой.
  • Переживание обиды, одиночества, собственной никчемности, отчуждения и непонимания.
  • Реальная или мнимая потеря родительской любви, чувство безответной любви, ревность.
  • Переживания, связанные с тяжелой ситуацией в семье, со смертью, разводом или удалением одного из родителей из семьи.
  • Чувства вины, стыда, оскорбленной гордости, самообвинения (в том числе связанные с домашним насилием, так как часто подросток считает себя виноватым в происходящем и боится об этом говорить). Страх стыда, насмешек или унижений.
  • Страх наказания и последствий невыполнения каких-либо действий (например, неудачной сдачи экзаменов). Стремление привлечь внимание, вызвать симпатию, избежать неприятных последствий, уйти из сложной ситуации, повлиять на другого человека.
  • Сочувствие или подражание товарищам, кумирам, героям книг или фильмов в соответствии с модой.
  • Неудовлетворенные потребности в самоутверждении, принадлежности к значительной группе.

Как понять, что существует угроза

Во-первых, важно не упускать из виду факторы риска – вещи, которые могут вызвать у ребенка негативные мысли и чувства.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на признаки, сигнализирующие о тревожном состоянии: высказывания о ничтожности жизни, о собственной никчемности, об отказе в возможности помощи и т.д. Раздражительность, грусть, подавленное настроение, проявление признаков страха, беспомощности, отчаяния, отчаяния, чувство одиночества («меня никто не понимает и я никому не нужен»), трудности с контролем эмоций, резкая смена эмоций (эйфория или приступы отчаяния), негативные оценки своей личности, окружающего мира и будущего, потеря перспективы на будущее, постоянно плохое настроение, меланхолия.

важно, чтобы родители не упускали момент, когда ребенок думает, что он не добьется успеха, ни на что не способен, когда он подавлен, безразличен, чувствует себя виноватым перед другими или проявляет необычное и нехарактерное для себя поведение (подробнее безрассудство, импульсивность, агрессивность; необычное стремление к уединению; снижение социальной активности у общительных детей и, наоборот, возбужденное поведение и повышенная коммуникабельность у необщительных и молчаливых).

Что делать, если есть риск

1. Сохраняйте спокойствие. Повышенное эмоциональное внимание с вашей стороны к этой проблеме создает риск пробудить к ней интерес у ребенка. Сегодня по этому поводу много спекуляций. Сенсационность и значимость темы породили большое количество информативного материала, не имеющего ничего общего с реальностью. Эти пломбы призваны посеять панику среди населения и, прежде всего, между учителями и родителями.

2. Оцените свое участие в жизни ребенка. Для этого можно выполнить простое упражнение. Подумайте о том, что в вашей жизни самое важное. Пусть это будут 5 самых важных ценностей. Возьмите лист бумаги и запишите эти значения в столбец. Слева расположите числа для каждого записанного значения: 1 – это самое дорогое в вашей жизни, без которого вам не обойтись; 2 ценно для вас во вторую очередь; 3, 4, 5 – ниже до наименее ценных. Подумайте о конкретном дне своей жизни (например, о вчерашнем дне). В правой части столбца напишите время (в часах, минутах), которое вы посвятили каждой ценности (так или иначе им занимались). Теперь сравните значение значения (это число слева) и время, потраченное на это значение (написано справа). Посмотрите, есть ли место для вашего ребенка в вашем списке ценностей? Какое место (по значимости) он занимает в этом ряду. Следите за временем, которое вы проводите с ребенком. Как они совпадают?

Вы можете задать ребенку вопрос о том, что для него ценно. Затем сравните это со своими ответами. Эти простые задания помогут вам оценить степень вашего участия в жизни ребенка, и если вам не нравится оценка, то вам нужно попытаться изменить ситуацию.

3. Установите, восстановите или укрепите доверительные отношения со своим ребенком. Упражнение: в этот момент подумайте о том, как вы любите своего ребенка, напишите на листе бумаги все, за что вы можете его похвалить, все, за что вы можете его поблагодарить. Расскажите своему ребенку сегодня. Обсуждайте это с ребенком каждый день.

4. Поддерживайте доверительные отношения со своим ребенком, чтобы вы всегда знали о его проблемах и трудностях. Всегда серьезно относитесь к проблемам и заботам вашего ребенка, какими бы незначительными они ни казались. Не высмеивайте и не критикуйте ребенка, не спешите перечислять его ошибки. Регулярно обсуждайте с ребенком темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обязательно обсудите ближайшее и далекое будущее.

5. Старайтесь строить (а не навязывать) перспективы на будущее вместе с подростком. Следите за тем, чтобы подросток «принимал» свое тело, не отвергал телесные ощущения (в этом помогут занятия спортом, специальные психологические тренировки). Старайтесь поддерживать контакт с растущим малышом, в том числе на уровне тела (объятия, прикосновения, поглаживания).

6. Соблюдайте семейные традиции, ритуалы. Хорошая семейная традиция должна быть интересной, полезной и любимой всеми поколениями семьи. Другими словами, семейные ритуалы могут и должны со временем трансформироваться, чтобы молодое поколение с радостью принимало в них участие и не воспринимало их как неизбежное, скучное и бесполезное времяпрепровождение.

Будьте чуткими с детьми

7. Старайтесь поддерживать распорядок дня подростка (сон, диета). Чаще он фиксирует внимание подростка на возможности получения радости, удовлетворения от повседневных удовольствий (вкусная еда, расслабляющая ванна, удобная или красивая одежда, поход на выставку, концерт, выход на природу, в кафе и т.д.) об.), помогите ему почувствовать и оценить эту радость, порадуйтесь вместе с ним.

8. Установите в доме традицию ежедневного обсуждения проблем и трудностей, с которыми сталкиваются члены семьи: поделитесь своими трудностями с ребенком, покажите, что все они сносны, поговорите о способах решения проблем и людях, которые в этом помогают; ставить под сомнение его проблемы и трудности, искать пути их совместного решения; говорят, что вместе вы всегда найдете выход из любой ситуации. Научите ребенка сталкиваться с трудностями и справляться с ними. Научите ребенка, прежде чем принимать какое-либо решение, просчитывать последствия своих действий и степень ответственности, которую он готов взять на себя за выполнение этого решения. Попробуйте задавать открытые вопросы, требующие от ребенка размышлений и ответов, не ограничиваясь односложными словами «да» или «нет» (например: «Каковы плюсы и минусы этого решения?», «Что повлияет на вас больше всего? ? »,« Что вам подсказывает интуиция?»).

9. Научите ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах (агрессия через активный спорт, физическая активность; эмоциональные переживания через доверительный разговор с близкими, приносящий облегчение).

10. Предложите ребенку завести тетрадь, в которой он расскажет о своем опыте. Записав эмоции на бумаге, ребенок почувствует облегчение, избавившись от негативных мыслей.

11. Научите ребенка применять навыки расслабления, регулирования своего эмоционального состояния в сложных и критических для него ситуациях (этим методам может научить школьный психолог).

12. Расскажите о людях, которые всегда готовы прийти на помощь в сложных ситуациях, сообщите об экстренных службах (по телефону доверия), специалисты которых помогут найти выход из любой ситуации.

13. Задавайте вопросы, дайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо заверить в том, что он может без колебаний рассказывать о своих переживаниях, даже о таких негативных эмоциях, как ненависть, горечь, гнев или желание мести.

14. Подчеркните временный характер проблем, вселите надежду. Назовите то, что важно для ребенка, вспомните ситуации, в которых ребенок добился успеха, когда он столкнулся с трудной ситуацией.

15. Ищите конструктивные пути выхода из ситуации. Строим общие планы на будущее. Попросите ребенка подумать вместе с вами об альтернативных решениях, которые на первый взгляд кажутся непрактичными, абсурдными и еще не приходили в голову подростку.

16. Заверьте ребенка в своей поддержке в любой трудной ситуации. Примите тот факт, что в будущем, находясь в критической ситуации, он не будет предпринимать никаких действий, пока не поговорит с вами, чтобы вы могли еще раз обсудить дальнейшие пути решения.

Главное, чтобы разговор по душам не превратился в морализм.

Кроме того, ребенок должен быть уверен, что из-за своей откровенности его не откажут и не накажут. Покажите ребенку, что вы хотите поговорить о его чувствах и что вы не осуждаете его за эти чувства.

17. Если у вас возникли трудности, обратитесь за профессиональной консультацией или психологической помощью.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку