Top.Mail.Ru

4 детских кризиса, о которых важно знать родителям

Дети

В развитии любого ребенка есть стабильные периоды и кризисные периоды — когда изменения очень заметны, а родители недоумевают — что случилось, почему ребенку было так тяжело? Куда уходят важные кризисы и что изменится после них, рассказывает психолог Анна Скавитина.

Как он растет?

Развитие ребенка — сложный и неоднородный процесс; это замечают все родители. Даже ребенок растет неравномерно: вдруг все штаны стали коротки, а свитера влезли, а через полгода все с точностью до наоборот. Мы приезжали летом на дачу или на море, и он моментально перерос все новые босоножки. Нечто подобное происходит с эмоциональным и психологическим развитием. Внезапно появляется что-то новое и то, что становится для родителей полной неожиданностью, особенно если это первый ребенок. Но последующие дети забрасывают своих родителей сюрпризами.

Конечно, изменения в ребенке не падают с неба, они происходят достаточно регулярно и имеют определенную последовательность. Источником развития является социальная среда. Блестящий советский психолог Л. С. Выготский ввел специальное понятие — «среда социального развития». Это особые отношения между ребенком и окружающей его социальной средой, которая воспитывает и воспитывает его. Именно такое отношение приводит к возникновению нового на разных возрастных этапах.

Одинаковы ли эти стадии для всех детей? Конечно нет. У всех детей есть внешний (поведение) и внутренний (опыт) план. На одного ребенка конфликты в семье окажут незначительное влияние, а на другого вызовут неврозы, но на другом этапе развития те же события повлияют на ребенка совсем иначе. Психика ребенка различна на разных этапах развития. Изменения в ребенке могут происходить медленно, постепенно или внезапно, резко. Вот почему говорят, что развитие делится на устойчивые периоды и кризисы. В течение длительных стабильных периодов развитие происходит почти незаметно для окружающих, но изменения происходят и накапливаются постепенно. В конце этапа, который может длиться более года, можно заметить скачок, и только тогда можно оценить трудный путь, пройденный ребенком: появляется что-то новое и важное. Кризис — резкий бурный скачок, при котором резко меняется ребенок, длится обычно несколько месяцев и только при неблагоприятных обстоятельствах может затянуться на год-два.

Одни психологи считают, что кризисов вообще не должно быть — это результат неправильного воспитания, все должно быть гладко и гармонично, другие, наоборот, уверены, что если ребенок вовремя не пройдет через кризис, ребенок не будет развиваться в полной мере. Наверное, не так важно, правильно это или неправильно, важно, что кризисы — переломные моменты в развитии детей случаются почти у всех. Поэтому лучше знать их лично, то есть знать, чего ждать в ближайшее время и как пережить резкие изменения в поведении ребенка, поддержать его и себя.

4 детских кризиса, о которых должны знать родители

Как заметить кризис?

Кризисы начинаются и заканчиваются незаметно, их границы размыты. Ухудшение ситуации происходит примерно в середине. Родители описывают это как «трудности с воспитанием», «он был нормальный, не знаю, что на него нашло». Самые важные изменения в ребенке происходят внутри, но отражаются они и на внешнем уровне. Это этапы, когда кажется, что развитие пошло вспять. То, что усвоено ребенком, вдруг разваливается, он испытывает трудности с окружающими, он перестает интересоваться тем, что его привлекало раньше, все, что раньше его радовало, не радует, ценности внезапно меняются.

Непонятно, что с этим делать и как жить дальше, ведь привычные способы взаимодействия вдруг перестали работать. Но при этом появляется что-то новое, что часто пугает родителей, ведь они еще не справились с такими проявлениями ребенка. Это означает, что кризис – это революционная ситуация в развитии. Потребности выросли, но возможности их удовлетворить еще нет, а сложившиеся отношения с заботливыми взрослыми не соответствуют новым потребностям.

Кризисные и стабильные периоды чередуются, это помогает детям и родителям немного выживать по отношению друг к другу: всегда можно помнить, что «и это тоже пройдет». Л. С. Выготский описал следующую последовательность: неонатальный кризис — младенчество (2 месяца — 1 год) — кризис 1 года — раннее детство (1-3 года) — кризис 3 лет — дошкольный возраст (3-7 лет) — кризис 7 лет годы — школьный возраст (8-12 лет) — кризис 13 лет — половое созревание (13-17 лет) — кризис 17 лет. Эта периодизация связана как с возможностями накопления ребенка, так и с социальной средой, и ориентирована на нашу систему образования. Так ребенок поступает в дошкольные образовательные учреждения в возрасте около 3 лет, в школу идет в 7, а заканчивал раньше в 17, а теперь в 18. В других странах к периодизации Выготского и его идеям относятся с интересом, но они делают свое дело свои коррективы: если ребенок пойдет в школу в 5, а не в 7, то очевидно, что кризиса в 7 у него не будет, он скорее изменится в 5 или 6. Но даже у 7-летнего первоклассника кризис может случиться не в день рождения, а в 8, причем нередко в середине. 3-й класс. Так что эти цифры ориентировочные.

4 детских кризиса, о которых должны знать родители

Что происходит?

Рассмотрим наиболее важные «революционные» изменения, происходящие при возрастных кризисах детей раннего возраста.

Кризис новорождённого: я родилась и до сих пор не знаю как. Мне нужны заботливые люди вокруг меня, чтобы выжить, но я могу привлечь их внимание только одним способом. Я должен научиться этому, я кричу, но скоро я научусь улыбаться. Посмотрим, что работает быстрее и лучше.

Родительская стратегия: внимательное выслушивание потребностей ребенка, вера в то, что родители постепенно начинают понимать «язык» малыша, что его знания не являются врожденными ни у одного родителя, стремление удовлетворить все потребности и окутать теплом и заботой.

Результат кризиса: ребенок довольно быстро учится привлекать внимание родителей к своему состоянию с помощью крика, улыбки и жестов, его самочувствие улучшается от взаимодействия с близкими, и он приобретает огромное количество навыков за очень короткое время.

Кризис 1 год. Безопасность и доверие. Мне нужно понять, безопасно ли жить в этом мире или нет. Могу ли я доверять миру и людям вокруг меня? Я уже научился ползать/ходить/бегать, смогу ли я все делать сам, будут ли меня поддерживать?

Родительская стратегия: поддержка, удовлетворение потребностей, тесный контакт.

Итог кризиса: доверяйте себе, своим возможностям и миру.

4 детских кризиса, о которых должны знать родители

Кризис 3 года. Эгоизм или зависимость. Я многое умею, хочу все делать сама, хочу управлять предметами и людьми, учусь управлять собой: сама ем, одеваюсь, пользуюсь туалетом, играю, а могу ли я управлять мамой и папой, бабушкой и няня? Будут ли они делать то, что я им скажу? Или я могу что-то делать с предметами, и контролировать только себя, свое тело и свое эмоциональное состояние?

Родительская стратегия: поддержка, противодействие негативным эмоциям, введение разумных правил поведения, гигиена и спокойное понимание того, что ребенку трудно следовать правилам и поэтому не хочется, но это необходимо для его развития.
Результат кризиса: стремление контролировать себя, свои эмоции, поведение, самостоятельность.

Кризис 7 лет. Могу ли я стать членом общества, отделенного от своей семьи, и показать себя там достойным? Неужели только близкие люди не смогут оценить меня? Можно ли научиться чему-то, чтобы вырасти и научиться жить отдельно? Как мне понять, что я такое и нужно ли/можно ли это показывать всем людям? Я хожу в школу, моя учительница и одноклассники для меня сейчас важнее, чем мама и папа, потому что они вне семьи, они совсем другие, я могу быть одной из них. Мои родители считают меня умным, красивым, но главное не это, а то, что думают в школе, в саду, в клубе. В школе важнее всего оценки, а не игра, но я боюсь, вдруг, если у меня будут плохие оценки, то я сама очень плохая и это непоправимо. В общем, я могу перестать учиться, и мне просто хочется играть, как раньше, а ведь раньше всем нравилось, не осознавать, что я ничего не умею. Делать ошибки может быть опасно, вы полагаетесь на уважение окружающих.

Родительская стратегия: поддерживать интерес к процессу обучения, а не к академическим достижениям и формальным отметкам, которые мы замечаем, хвалим, осмысленно объясняем критерии оценки: «это не потому, что она вредная и не любит вас, а потому, что вы еще не до конца выучил, попробуем еще раз разобрать тему? Мы ориентируемся на то, что вам интересно, чему вы научились, чему хотите научиться. Упор на отношения в социальной среде, на неудачу как повод попробовать еще раз, с первого раза никому не удается. Да, важны мнения воспитателя и детей, но иногда они могут ошибаться, но это не значит, что с ними нужно прекращать общение, а нужно понимать, что происходит. Родители своим примером показывают, что работа и учеба интересны и увлекательны (или нет).

Результат кризиса: цепочка успехов или неудач приводит к формированию устойчивого эмоционального отношения к себе: к комплексу неполноценности и оскорбленной гордости, либо в хорошем результате к чувству собственного достоинства, компетентности и способности преодолевать социальные трудности. Это усложнение чувств и оценка их логики, внутренняя жизнь ребенка становится глубже и разнообразнее. Ребенок начинает (только начинает!) оценивать действие по отношению к отдаленным последствиям. Ребенок учится скрывать эмоции, утрачивается детская непосредственность выражения эмоций. Но при этом ребенок еще готов забыться и импульсивно сделать то, что хочется сразу.

Если что-то пошло не так

Если кризис не проходит у ребенка, или ребенок «завис» в пути, важно понимать, что это еще не конец истории. Негативные последствия могут преследовать нас всю жизнь, но это можно изменить. Да, это потребует дополнительных усилий, времени и желания, но зачастую оно того стоит, ведь повышает качество жизни и подталкивает ребенка, да и взрослых к дальнейшему росту и развитию, принятию себя и мотивации к обучению.

Сегодняшним родителям нелегко, ведь информации о развитии детей много, она доступна, мир требует от родителей не только заботы в формате «накормлен, одет, обут», но и предъявляет множество требований к интеллектуальные и эмоциональные потребности в развитии человека. Стадия становления родителями – это еще и серьезный кризис, который накрывает нас, как только у нас появляются дети, и который не отпускает еще долго-долго. Вместе с детьми мы вновь и вновь преодолеваем собственные, зачастую не очень правильно пройденные, возрастные кризисы. Это действительно сложно, но мы можем использовать эту возможность, чтобы заодно пережить наши кризисы, и привести что-то в лучшее состояние, чем в детстве.

По материалам сайта

Оцените статью
Хозяйкам на заметку